это ограничение, кроме того, делает необходимым существование
другого божества, столь же могущественного, как и первое, по причине всего того зла,
которое существует в этом мире. Следовательно, тайная космогоническая доктрина
архатов признает лишь одно абсолютное, неразрушимое, вечное и несотворенное
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ (таков дословный перевод этого слова)
элемента (данное слово использовано из-за отсутствия лучшего термина), совершенно
независимого от чего бы то ни было во вселенной; чего-то всегда присутствующего или
вездесущего, некое Присутствие, которое всегда было, есть и будет, независимо от того,
есть ли Бог, боги, или нет; существует ли вселенная или нет; это нечто существует в
течение вечных циклов Маха юг, в периоды пралайи так же, как и в периоды манвантары:
и это ПРОСТРАНСТВО, поле деятельности вечных сил и естественных законов, базис (как
правильно называет его наш корреспондент), на котором построено вечное
взаимодействие акаша-пракрити, управляемое бессознательными регулирующими
пульсациями шакти -- дыхания или силы сознательного божества, как сказали бы теисты,
-- вечной энергии вечного бессознательного Закона, сказали бы буддисты. Тогда
пространство, или фан, барнанг (маха шуньята) или, как его называет Лао-цзы, "полнота"
-- это природа буддийского абсолюта. (См. "Восхваление Хаоса" Конфуция). И слово
джива никогда не сможет быть отнесено архатами к седьмому принципу, поскольку лишь
благодаря его связи, или его соприкосновению, с материей, фохат (активная энергия у
буддистов) может создать активную сознательную жизнь; и тогда на вопрос: "как может
бессознательное существование породить сознательное?", можно ответить: "Осознавало
ли себя то семя, которое было порождено Бэконом или Ньютоном?"
VНашим европейским читателям, обманутым фонетическим сходством, не следует полагать,
что название "брахман" идентично в этом отношении с Брахмой или Ишварой -- личным
Богом. Упанишады -- ведические тексты -- не упоминают такого Бога, и бесполезно искать
в них каких либо ссылок на сознательное божество. Брахман, или парабрахм, АБСОЛЮТ
ведантистов, является бесполым и бессознательным, и не имеет ничего общего с мужским
Брахмой индусской Троицы, или Тримурти. Некоторые ориенталисты правильно
полагают, что это имя произошло от глагола "брих", расти, или возрастать, и в этом
смысле является универсальной расширяющейся силой природы, животворящим и
духовным принципом, или силой, которая распространена по всей вселенной и в своей
целостности является единственно Абсолютным, единственной Жизнью и Реальностью.
"Теософист", январь 1882 г.
* Это подлинный титул нынешнего главы Эзотерического гималайского братства.
* См. "Комментарии", п. I.
* Разновидность демонов -- черти.
* То же самое сделали бы и христианские священники. Но они никогда не признались бы,
что их "падшие ангелы" были скопированы с индийских ракшасов, что их "Дьявол", по
сути, является незаконнорожденным сыном Девел -- сингалезского демона женского пола,
или что апокалипсическое "небесное воинство" -- основание христианской догмы о
"падших ангелах" -- было заимствовано из индийской истории о Шиве, который сбросил
таракасуров, восставших против Брахмы в Андхакаре -- обителе Тьмы, согласно
брахманическим "Шастрам".
* Не обязательно. -- См. "Комментарии", п. II. На основании только что полученных
редких манускриптов мы вскоре покажем, что на Яве и на соседних островах говорили на
санскрите с самых давних времен.
* Местность, о которой говорят тибетцы и по сей день, и которую они называют
"Шамбала", Счастливая земля. -- См. "Комментарии", п. III.
* Для того, чтобы полнее понять этот отрывок, читателю следует обратиться к
"Разоблаченной Изиде", том I, стр. 520-522.
* Совершенно верно. Но кому бы было позволено высказать "что-либо доподлинно
эзотерическое"?
* Так называемое астральное тело.
* Тибетская эзотерическая буддийская доктрина учит, что пракрити является космическим
веществом, из которого создаются все видимые формы, а акаша -- это то же самое
космическое вещество, но еще более неуловимое и невесомое, ее дух; таким оразом,
"пракрити" -- это тело, или субстанция, а акаша-шакти -- его душа, или энергия.
* Или, другими словами, "пракрити, свабхават, или акаша --