Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

они у

вас? Спереди или сзади? Я не хотел бы случайно нажать не ту кнопку!".

-123-

После того как смех несколько успокоился (женщина тоже смеялась от

души) я продолжал: "Если говорить серьезно, то я думаю, что важно для

каждого из вас решить самому, где эти кнопки, а также интересно верите

ли вы действительно, что они внутри или снаружи. Если вы думаете, что

они снаружи, то немедленно обращайтесь к профессионалам за помощью! Если

вы думаете, что они внутри, тогда слава богу! По крайней мере, вы знае-

те, кто нажимает их сейчас, не так ли?!".

Борясь с этой системой верований, когда она непродуктивна или вызыва-

ет ненужную боль, вы можете помочь говорящему получить больше видов вы-

бора, как чувствовать и действовать в мире. Имеются два способа борьбы с

этим нарушением. Попросите говорящего рассказать именно вам, как он зас-

тавил другого человека чувствовать себя определенным образом. Это даст

вам много информации о том, как говорящий осмысливает мир и как он восп-

ринимает себя по отношению к другим. Эта информация может быть бесценной

в непрерывных процессах роста и положительных изменений.

Этот паттерн типичен для "кинестетиков". Вобщем, он проявляется в ви-

де таких фраз, как "Вы причиняете мне боль, когда вы говорите такие вещи

(я не управляю моими чувствами)" или "Я извиняюсь, если я оскорбил ваши

чувства (я не заслуживаю такой власти над вами; я виноват, что использо-

вал ее)". Вот некоторые примеры и реакции мета-модели:

Пациент: "Их смех сводит меня с ума".

Ответ: (реакция) "Как их смех может сводить вас с ума?".

Пациент: "Она расстраивает меня".

Ответ: (реакция) "Что, конкретно, она делает, что вас расстраивает?".

Пациент: "Я чувствую себя плохо, когда заставляю ее плакать".

Ответ: (реакция) "Что вы такое сделали, что заставляет вас верить,

что вы заставили ее плакать?". -124-

Выборы

Не всегда бывает необходимо непосредственно бороться с системой при-

чины и следствия в лечебном окружении. Когда люди вводят этот паттерн в

свою SS, то иногда более важно заставить их осознать специфические типы

поведения, которые, по их мнению, являются причиной эмоциональных состо-

яний.

Иногда возникает одно ошибочное понятие во время изучения концепции

причины и следствия в группах. Некоторые думают, что она подразумевает,

что человек может делать все, что он хочет, не принимая во внимание дру-

гих. Я хотел бы обратить внимание на то, что человек, который берет на

себя ответственность, достаточно осведомлено других, включая и то, как

они реагируют на его поведение. Большинство индивидов не обращают внима-

ние на то, что они проводят время с теми, чье поведение им неприятно.

Люди рано обучаются тому, какой тип поведения они предпочитают, и затем

он входит в их модель мира. Каждый всегда действует в соответствии с

этими моделями.

Потерянный перформатив. Вовремя психотерапевтического сеанса пациенты

обычно высказывают утверждения в форме генерализаций о самом мире. Эти

утверждения являются истинными в их модели мира. В иллюстрации, предс-

тавленной на рис.44, трудно сказать подражает ли девочка чему-то, что

она слышала или, действительно, верит в то, что говорит. Конечно, ответ

(реакция) мальчика на ее первое высказывание указывает на то, что он ду-

мает об этом.

Каждая поверхностная структура в этих утверждениях выведена из глу-

бинной структуры, для которой характерно предложение типа: "Я заявляю

(говорю) вам, что S..." (где S - это поверхностная структура). Это пред-

ложение и называется перформативным. Причем, в большинстве случаев оно в

нашей речи опускается в ходе трансформации, которая называется опущение

(потеря) перформатива. Таким образом, предложение, которое в поверх-

но-125- стных структурах представляется как генерализация о мире, в глу-

бинной структуре представлено как генерализация, включенная в модель ми-

ра пациента. Требуя от говорящего идентифицировать "судью", который вы-

носит эти ценные суждения, вы можете помочь ему в борьбе с пределами или

правилами в его модели мира. Как только они будут идентифицированы, их

надо проверить на прочность, особенно, если они не дают говорящему жить

полнокровной жизнью.

Рис. 44

Вот некоторые примеры такого нарушения, которые часто указывают на

бессознательные ограничивающие правила:

Говорящий: