и землю. По небу плывет корабль бога Солнца (на рисунке солнечный диск с головой барана)
С появлением письменности - а с ней и культуры - в большинстве случаев происходит переход к мифическому мышлению; человек отходит от идеи единства происхождения и переводит свое бытие в космическую полярность. В мифе обнаруживается освобождение Я от окружающего мира; только теперь человек узнает пространство и время. Бог Неба Шу отделяет Небо (Нут) от Земли (Геба) - символический акт для осознания наверху и внизу, света и тьмы, добра и зла. Хотя в мифической картине мира магическое мышление вытеснено, оно все еще действует, это же самое обнаруживается и в рациональном мире западных стран.
Магическая картина мира нашла в стране Нила первое художественное отражение в геометрической орнаментике раннего периода каменного века. Рисунки елочкой из нижнеегипетского места раскопок Меримде или заполненные белой пастой процарапанные линии на черных сосудах верхнеегипетской культуры Таса появляются не только из-за условий, связанных с материалом и техникой изготовления, но и благодаря человеческой потребности в игре и подражании. Геометрический орнамент додинастической эпохи является скорее символом и поднимает тему, которую он несет в себе, в более высокую сферу (Вальтер Вольт). В целом египетская культура имеет религиозное происхождение. Астрономия возникла из потребности сохранять необходимое для ритуалов чередование событий (восход Сойдет, Собачьей звезды - египетское название Сириуса; фазы Луны). Старейшие картографические представления основаны на Географии потустороннего мира, карты на днищах гробов должны были помочь сориентироваться на пути в другой мир. Врачи большей частью принадлежали к сословию жрецов. Для гигиены и предупреждения болезней существовали правила в форме религиозных заповедей. Управление государством было установлено властью бога; служить фараону означало служить богу. Судебные чиновники носили титул Старший Жрец. Закон устанавливался самим богом-творцом, а исполнялся фараоном. И наконец, изобразительные искусства нужно также понимать исходя всецело из религиозных корней. Египетское искусство в значительно меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. Строго говоря, нельзя говорить об искусстве того времени в западноевропейском смысле. Статуи времен пирамид или картины фиванских погребений должны были пониматься не как отображение реальной действительности, не как отражение ее, а как символы.
Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. Перспективы и теней нет и в помине. Любопытно, что греки Платон и Аристотель называют египетский знаковый способ соответствующим действительности и осуждают перспективу как обманчивую. Задача искусства - победить смерть, поэтому влияние времени на жизненный путь показывается очень редко. Движение и действие должны показывать не отдельный процесс, а выражать символически деятельность как таковую. Египетское искусство стремится вырвать вещи из потока времени и перевести их в нескончаемую форму бытия (отрицая понятие вечности в западном смысле). Поэтому египетское искусство никогда не является личностным в обычном представлении, а всегда выступает отстраненным.
Высший жрец бога-творца Пта имел титул Старейшина художников. Иероглифы, нацарапанные на глине и камне или нарисованные на дереве, служили для одухотворения художественного произведения; ручная работа ремесленника посредством священных знаков получала ритуальное посвящение.
Драгоценный камень и цветок лотоса, лягушка и цапля, лодка и пирамида волновали душу египтянина, смотрящего на их внешнюю форму, поскольку он через их вид ощущал встречу с бесконечностью. Однако изобилие символических мотивов затрудняло восприятие египетской религии и искусства. Так как все истинные символы должны указывать людям с ограниченным восприятием бытия на цель бытия, все символические представления разбивались на несколько типических групп символов. Вся символика кристаллизовалась вокруг полюсов бытия: вокруг возникновения и исчезновения, вокруг света и тьмы, вокруг добра и зла. Подлинный символ указывает всегда на Здесь и Теперь; он указывает путь в другой мир. Все низшее указывает символически на нечто высшее, каждый фрагмент - на целое, и все преходящее в конечном счете является только рассказом о вечном.
Часть может указывать на целое (pars pro toto), но она никогда не