оказывать влияние и пользоваться уважением сообразно своему положению. Но доктрина масонского равенства подразумевает, что мы, как дети одного великого Отца, встречаемся в Ложе на уровне — на котором все мы странствуем, двигаясь к единому предопределённому финалу — и что в ложе общие заслуги достойны большего уважения, чем необозримая собственность, и лишь добродетель и знания должны удостаиваться всяческого масонского почитания и вознаграждаться продвижением. После того, как труды в ложе закончены и братья покинули свое мирное уединение, чтобы снова влиться в мир, каждый вновь занимает социальное положение и пользуется привилегиями статуса, на которые он имеет право по обычаям общества.
7. Ландмарка состоит в том, что Книга Закона является неотъемлемой частью обстановки всякой ложи. Я умышленно выражаюсь Книга Закона, потому что повсеместное употребление Ветхого и Нового Заветов — не абсолютное требование. Книга Закона — то, что, как полагают в соответствии с религией страны, содержит в себе выраженную волю Великого Архитектора Вселенной. Стало быть, во всех ложах христианских стран Книга Закона состоит из Ветхого и Нового Заветов; в странах, где господствующее вероисповедание — иудаизм, достаточно только Ветхого Завета; в исламских странах и среди масонов-мусульман употребляется Коран. Масонство не пытается вмешиваться в религиозные убеждения своих учеников, разве лишь в той мере, в какой дело касается веры в существование Бога и того, что из неё необходимо вытекает. Книга Закона для спекулятивного масона — его духовный trestle-board; без неё он не может трудиться; то, что он считает выраженной волей Великого Архитектора, есть его духовный trestle-board, долженствующий всегда находиться перед ним в часы его спекулятивного труда, дабы его выправлять и вести. Таким образом, ландмарка состоит в том, что Книга Закона, религиозный код, предположительная выразительница воли Бога, образует существенную часть обстановки ложи.
8. Секретность Института — следующая наиважнейшая ландмарка. Секретность неотъемлема от него, сопутствует ему с самого зарождения и охраняется его древними ландмарками. Лишившись своего секретного характера, он потеряет свою подлинность, и вольнокаменщичество перестанет существовать. Поэтому каким бы нападкам ни подвергался Институт за свою секретность и как бы ни тянуло некоторых неопытных братьев в час испытания соблюсти свою выгоду и совлечь с него этот покров, такому никогда не бывать, даже если бы эта ландмарка и не торчала перед нами непреодолимым препятствием; ибо подобная перемена означала бы социальное самоубийство, и за легальным выставлением ордена на свет последовала бы его смерть. Вольнокаменщичество, как секретная ассоциация, столетиями оставалось неизменным; как открытая община, оно столько не продержится.
Следующие ландмарки могут рассматриваться как дополнительные и иногда включаются в общий перечень:
а. Право каждого масона посещать и сидеть в собрании любой регулярной ложи есть неоспоримая ландмарка ордена. Она именуется правом на визит. Право на визит всегда признавалось неотъемлемым правом всякого масона, путешествующего по миру. Ведь ложи справедливо считаются всего лишь ячейками — формируемыми для удобства — универсального масонского семейства. Конечно, это право может быть нарушено или отнято по разным поводам и в особых обстоятельствах, но когда в допуске отказывается масону добрых нравов, стучащемуся в дверь ложи как посетитель, следует ожидать основательного, весомого объяснения подобного попрания того, что вообще-то является масонским правом, зиждущимся на ландмарках ордена.
б. Ландмарка ордена состоит в том, что ни один посетитель, неизвестный, как масон, присутствующим братьям или кому-либо из них, не может войти в ложу, не выдержав предварительной проверки согласно древнему обычаю. Конечно, если посетитель известен кому-нибудь из присутствующих братьев как масон добрых нравов и он это подтвердит, можно обойтись без проверки, потому как ландмарка относится только к незнакомцам, которых не признают до проведения строгой проверки, должных испытаний или до получения законной информации.
9. Управление общиной осуществляется офицером-председателем, именуемым Великим Мастером и избираемым из членов цеха — это ландмарка ордена. Многие полагают, что выборы Великого Мастера диктуются законом или постановлением Великой Ложи. Это, однако, не так. Сама эта должность обязана своим существованием ландмарке ордена. Великие Мастера, или персоны, исполняющие их функции под разными титулами, фигурируют