в середине этого периода.
Принадлежит ли масонство к Старому или к Новому Веку? Есть ли среди нас те, кто осмеливается предрекать ему славное будущее, в то время как мы почитаем величие его прошлого? Масонство — от старого порядка, но и от нового. Когда же мы станем структурой новой эры, мы облачимся в одеяние из нового, углубленного, смысла, в славу служения плану Бога в отношении человека, ибо во исполнение его и появился наш орден. Нам не нужно ни отказываться от прошлого, ни изменять или отставлять все хорошее. А надо лишь добавлять к своему нынешнему состоянию то, чему свойствен истинный рост, даже если юноша XXI века будет вступать в жизнь, к которой всё прежнее было лишь подготовкой. Всё оправдание масонства ещё впереди. Слава масонства давних дней — только поблёкшее великолепие по сравнению с тем, что грядет. Самой масонской общине предстоит воскреснуть. Разве я выражаюсь излишне экстравагантно? Я только сопоставляю отдаленное будущее с многовековым минувшим. Коль будущее нашего ордена не превосходит своим благородством его прошлого, то нет никакого роста. А если нет роста, начинается распад, затем и смерть.
Масонство обязано расти. Коль скоро рост необходим, то чего именно? Идет ли речь о численном росте? Должны ли мы искать новых, более искусных, способов забрасывать свою сеть в пруд общества? На днях я посетил в соседнем городе великолепный масонский храм с величественными колоннами и с вырезанными на нём наугольником и циркулем. Дом пустует. Масоны ютятся где-то в другом месте, более подходящем, учитывая их поредевшую численность и тощие кошельки. Здание стоило им $400000, и сейчас им приходится испрашивать $90000 по закладной в банке.
Вправе ли мы видеть масонское братство выстраивающимся на зыбучих песках экономических циклов, или материальной собственности, или популярности? Не в них заключается полезное служение нашим собратьям. Не в них величие нашего ордена. Коммерциализованное масонство — ублюдочное масонство. Популяризованное масонство — изменчивая кратковременная дешёвка и ловушка.
Единственная подлинная ценность любой части — это ценность её для целого. То, что полезно для человечества, выживет, ибо жизнь человечества будет в него втекать. А что человечеству не нужно — исчезнет, ибо жизнь человечества есть жизнь Бога, и только жизнь Всевышнего, протекая через вольнокаменщичество, находя в нём пригодный адекватный инструмент для использования Мастерами, может сделать нас достойными нашего высокого призвания и оснастить для исполнения цели, к которой влечет нас судьба.
Так как же нам служить? Можно ли служить так, чтобы выжить? Неужели это не в меру широкое, а стало быть, чересчур определенное видение? Долгие века мы ходили с повязкой на глазах. Мы продвигались вслепую все эти годы. Разве не удастся нам двигаться вперёд с большей мудростью теперь, когда загорелся свет? Раз мы честно осилили столь долгий путь, безусловно, мы способны идти дальше, к еще более высокому. Но нас обязана вести та жажда знания, о которой говорит Великая Ложа. Есть ли у вас такая жажда? Есть ли у меня такая жажда? Масонство не лучше среднего уровня своих индивидуальных членов. Насколько мы в Поиске? Ответственность — на нас.
Имеется, спрятанный в нашем учении, развертывающийся — в аллегориях и символах — в наших ритуалах, наших инструментах и обстановке, раскрывающийся в наших светочах — если бы мы только это видели, — утверждаемый произносимыми нами словами, базовый факт существования Великого Архитектора Вселенной, а также существования Плана, Плана в отношении человека, Плана в отношении всех людей, благого Плана. Он есть Путь. Знание Плана — это Истина. Движение в полный рост — как ходят масоны — в согласии с Планом есть Жизнь. Путь, Истина и Жизнь. Все они присутствуют в масонстве.
Наш великий Мастер Хирам знал План и ежедневно чертил его образ на своем trestle board, как и предопределил Великий Архитектор; последний же во избежание насмешек оставил о себе свидетельства, План его не провалился. Эволюция — факт, а не теория, и среди нас есть сегодня такие, кто, доискиваясь более скрупулезно, добился лучшего понимания Плана, чем вы и я.
Итак, поищем среди себя тех, кому присущ отличительный знак: мудрость, и пусть они руководят нами. Будем же доискиваться скрупулезно, как делали они, и тогда уясним углубленные символы, более базовые принципы и многодонные истины, что будут укреплять и просветлять наш ум, делая наши искания успешными. Для этой цели нам, масонам, нужна новая, более существенная литература, которую читал бы весь