Древнего и Принятого Шотландского Устава, прерывает цепь учений философских градусов, напоминая о том, что “даже погружаясь в размышления о философии и вере, масон обязан продолжать свою активную деятельность на жизненном пути”.
“Любая масонская ложа, — пишет далее Бр.: Пайк, — это храм Религии; и учение Масонства — это религиозное учение”. Следует ли, в таком случае, рассматривать масонство как религию? “Вопрос о том, считать ли масонство религией, — утверждает сэр Джон Кокберн, — обсуждается уже давно. Но зачастую эта дискуссия оборачивается просто войной терминов. Скорее всего, наикратчайшим путем к согласию было бы выделение группы свойств, более или менее характерных для всех существующих религий, а затем осведомиться у масонства, в чем оно, в свете данных признаков, видит свои отличия от религии. Религия занимается кругом вопросов, освещающих взаимоотношения человека с его Творцом и утверждает почитание Творца как Первопричины. Религии мира реализуются в обрядах молитвы и церковной службы. Они устанавливают определенные правила поведения, приводя в качестве примера Бога или Героя. Все истинные религии порицают эгоизм и пропагандируют самоотречение и, если хотите, самопожертвование. Трудно сказать, какие из этих признаков отсутствуют в учении масонства. Скорее же всего, все они в нем присутствуют. Масонские церемонии имеют древнюю историю и непревзойденны по красоте и глубине. Они проникнуты духом молитвы и восхваления Господа. Ни в одной религии культ покорности Богу и почитания Его не выявлен так ярко. Перед взором братьев постоянно проходят образы верности долгу и самоотречения на пути следования добродетели. В какой религии найдем мы принципы более достойные, чем те, на которых зиждется масонство? Любовь к братьям, милосердие к нуждающимся, и почтение к Богу Истины. Если масонство не достойно называться религией, то оно с полным правом может претендовать на название федерации религий. Это такая форма поклонения Богу, в которой могут объединиться все религии без того, чтобы поступаться своими частными принципами или подпадать под влияние друг друга”.
Важно проследить различия между статьей “О Боге и Религии”, представленной в “Конституциях...” Андерсона, и требованием, содержащимся в “Древних Хартиях”, “быть верным Богу и Святой Церкви и не поддаваться никакой ереси и никакому лжеучению”. Новое же требование звучит так: “Масон обязан, в силу данного им обязательства, подчиняться Нравственному Закону; и если он верно понимает Искусство, он не будет ни глупым атеистом, ни отрицающим религию вольнодумцем. Однако если в древности масоны каждой из стран заранее считались адептами официальной религии той страны, в которой проживали, то ныне видится более действенным требовать от них приверженности лишь тем религиозным взглядам, по поводу которых существует согласие у всех народов, и позволять им оставлять свои личные воззрения при себе; то есть, они должны быть порядочными и честными людьми, или людьми Чести и Доблести, к каким бы конфессиям или учениям они ни причисляли себя; таким образом масонство становится Центром Сообщества и средством установления истинной Дружбы между Людьми, в профанском мире разделенными разного рода препонами”. Далее, в ст. VI, 2, касающейся “Поведения братьев после того, как Ложа закрыта, а братья еще не разошлись”, указано, что “в пределы ложи не должны привноситься свары и раздоры частного характера, касающиеся религии, национальности, государственной политики, поскольку мы являемся масонами, то есть, принадлежим к вышеупомянутой католической вере; но кроме этого, мы принадлежим всем нациям, языкам, родам и речам; а также мы издревле противостоим политике, которая ничего не делает и ничего не собирается делать во благо ложи. Это требование всегда строго, но с радостию, соблюдалось; однако особенно оно привечалось во время Реформации в Великобритании, а также во время Преобразования и Созидания всех этих наций со времен Рима”. В издании андерсоновских “Конституций...” образца 1738 года те же самые статьи выглядят следующим образом: I. О Боге и Религии. В силу данного им обязательства, масон должен следовать Нравственному Закону, как истинный ноахит; и если он верно понимает основы Искусства, он никогда не станет глупым атеистом или неверующим вольнодумцем, и также никогда он не совершит ничего несовместимого с его верой. В древности все масоны-христиане обязаны были соблюдать религиозные обычаи и следовать