профана, и прячет его.
“Наставник: Consummatum est.
Однако перед агапой кандидат посвящается, знаменуется и утверждается Рыцарем Орла и Пеликана и Князем Ордена Розы и Креста Эредома; он получает регалии Ордена и опечатывается печатью Совершенства; ему сообщаются знаки и проходные слова этого градуса; обрядоначальник отводит его и ставит между колоннами на Западе; Вестник должным образом объявляет о посвящении нового брата и просит его занять отведенное ему место в зале собраний Капитула.
В Англии к посвящению в степень Розы и Креста допускаются только христиане. Ст. 39 “Правил и постановлений по управлению градусами от 4 до 32, включительно, под юрисдикцией Верховного Совета 33-его градуса Древнего и Принятого Шотландского Устава для Англии, Уэльса, доминионов и зависимых территорий Британской Короны” гласит: “В 18-й градус могут получить посвящение только братья, исповедующие христианскую веру. Перед посвящением Весьма Мудрый Мастер обязан подробно разъяснить кандидату значение девиза, который после посвящения должен стать и его девизом: “В(О).: С(ЛАВУ).: С(ВЯТОЙ).: И .: Н(ЕДЕЛИМОЙ).: Т(РОИЦЫ).:”, — дабы он имел точное представление о том, что от него требуется”. В других юрисдикциях, однако, братья, исповедующие другие религии, не исключаются. Наоборот, Бр.: Альберт Пайк настаивает на том, что все градусы Д.: и П.: Ш.: У.: могут быть получены добрыми людьми любой национальности и любого вероисповедания; и любой градус, который не придерживается этого правила, который присваивается только и лишь людям той или иной веры, — не есть МАСОНСТВО, ибо оно носит вселенский характер, а есть нечто другое, с характером избирательным, а следовательно, исповедующее нетерпимость”. “Снова, — пишет он далее, — как и раньше, ты искал Свет и Истину, каковые поиски символизировали все странствия, которые ты совершил в различных масонских градусах. Поиски твои никогда не были поисками Истины какой-либо одной веры или религии. Эти поиски прошли бы впустую: ведь учение гласит, что то, что есть Истина для одного, для другого — не всегда Истина... Какое бы то ни было доказательство чего бы то ни было может полностью удовлетворить одного человека и совершенно ничего не значить для другого. Те же доводы, которые убеждают один честный, правдолюбивый и развитой разум, другому, ни в чем не уступающему первому разуму, кажутся просто голой софистикой, и ничем более. Таким образом, поиски Истины какой-либо отдельной религии превратили бы Масонство в суетную погоню ни за чем. Мы постоянно ищем и надеемся в конечном итоге обрести Великие Первичные Истины, открытые Господом первому из людей и воплощенные в древних и столь часто неверно понимаемых и истолковываемых символах Востока”.
Слово, обретаемое в степени Розы и Креста обычно выводится знаков, начертанных на табличке, прибитой к кресту над головой распятого Иисуса Назарянина, а именно: “IESUS NAZARENUS, REX IUDAEORUM”. “Однако эти слова, — пишет Бр.: Пайк, — относящие Его исключительно к одному народу и приписывающие ему титул, которого он никогда не имел и которому никогда не стремился, не могут служить нам верным толкованием этих букв, хотя они, в определенном смысле, и соответствуют истине... Другие исследователи толкуют эти буквы как начальные буквы слов “IGNE NATURA RENOVATUR INTEGRA” — “Вся природа обновляется огнем” (или “электричеством”), — что позволяет им связывать Слово с величайшей тайной Природы — законом Воспроизводства Вселенной. Масоны-алхимики и герметисты толкуют эти буквы как начальные буквы слов следующего афоризма: “IGNE NITRUM RORIS INVENITUR” — “Огнем извлекается селитра из росы”. Иезуиты, эти вечные, кровные и непримиримые враги масонства, сделали эти буквы символами собственной недостойной идеи: “I(J)USTUM NECARE REGIS IMPIOS” — “Справедливо убивать неверующих царей”, — и ничто не может быть более отвратительно для масона, чем верность этой идее. Другие же выводят эти буквы из первых букв названий четырех стихий на древнееврейском языке: “IAMAYIM” — моря или просто вода; “NOR” — огонь; “RUAKH” — ветер или воздух; “IAB(V)ASCHAH” — суша или земля... Мы же полагаем, что слово это следует толковать иначе”.
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ИЗЪЯСНЕНИЕ РИТУАЛА ВТОРОГО ГРАДУСА
“Когда строительство Храма Царя Соломона в Иерусалиме было завершено, его великолепие поразило все окрестные народы, и слава его достигла самых отдаленных уголков известного в те времена мира. Но