верных подмастерьев, облаченных в белые запоны и перчатки в знак их неповинности в смерти Мастера.
Погребение составляет предмет особо пристального внимания в пятом градусе Древнего и Принятого Шотландского Устава, называющемся “Совершенный Мастер”. Царь Соломон, желая воздать должные почести усопшему другу, поручил Адонираму, своему Великому Инспектору, устроить его погребение по наивысшему разряду. Также он приказал присутствовать на погребении всем братьям-каменщикам, облаченным в белые запоны и перчатки, а кроме того, строжайшим образом запретил замывать пятна крови до тех пор, пока не свершится его возмездие виновникам этого ужасного события. Достойный Адонирам вскоре — за девять дней — подготовил проект усыпальницы и обелиска для Мастера. Вход в усыпальницу располагался между двумя колоннами, поддерживающими Отесанный Камень в обрамлении трех кругов и с выбитой на нем литерой “Й” (J). Сердце Хирама Абиффа было помещено в золотую урну, увенчанную изображением обнаженного меча, означающим, что столь ужасающее деяние вопиет к мести. Рядом с урной был помещен треугольный камень, на котором были выбиты буквы М.Б. (или Й.М.Б.) /J.M.B./ в окружении ветвей акации. “Й” — это начальная буква древнего Слова Мастера, а “М.Б.” — нового Слова Мастера. Урна располагалась наверху обелиска. Через три дня после погребения Царь Соломон в окружении своей свиты пришел посмотреть на ход работ. С великой пышностью и в присутствии всех работников он сотворил молитву Всемогущему и, воздев руки и вознеся очи горе, вскричал в исступлении: “Свершилось!”.
Обнаружение и кара убийц Хирама Абиффа также упоминаются в церемонии возвышения в Третий градус. Кандидату сообщают, что несколько верных подмастерьев, которые отправились на поиски тела своего Великого Мастера в сторону Яффы и уже подумывали, не отправиться ли им в обратный путь, в Иерусалим, проходили мимо некоей пещеры, из которой в этот миг раздались стоны глубокой скорби и раскаяния. Войдя в пещеру, они обнаружили там троих людей, при-
меты которых соответствовали описанию разыскиваемых и которые, когда им предъявили обвинение в убийстве Мастера, увидев, что все пути отступления им отрезаны, полностью признали свою вину. Они были немедленно вслед за этим связаны и препровождены в Иерусалим, где Царь Соломон подверг их каре, которую они вполне заслужили, если принять во внимание тяжесть совершенного ими преступления.
Тема возмездия развивается также в девятом, десятом и одиннадцатом градусах Древнего и Принятого Шотландского Устава, которые собирательно именуются “избранническими степенями”. В Англии работы в этих градусах не ведутся. Они присваиваются автоматически при посвящении в розенкрейцерские степени, о чем см. далее. По мнению Бр.: Макея, все градусы, легенды которых касаются поисков и наказания повинных в гибели Мастера Хирама Абиффа, “именуются “избранническими” или “степенями Избранных”. Они столь многочисленны, что фактически составляют особую систему, которая присутствует практически во всех уставах. В Йоркском Уставе, система избраннических степеней включена в степень Мастера; во французском — ей отводится особый градус; в старом шотландском ей отводятся три градуса — Рыцаря Избранника Девяти, Блистательного Избранника Пятнадцати и Совершенного Рыцаря Избранника. Рагон выделяет в системе избраннических степеней пять градусов, что не совсем правомерно, поскольку большая часть определяемой им для них легенды относится, скорее, к степени Мастера, куда ее полностью и относит руководство Шотландского Устава. Избранники более высоких степеней, в которых сама причина избранничества несколько изменяется и, скорее, связывается с тамплиерами, именуются Рыцарями Кадош”.
Царя Соломона не удовлетворил сам факт — пусть даже самого пышного и торжественного — погребения Мастера Хирама Абиффа. Он также был озабочен непременным и публичным возмездием виновникам этого злодеяния. Он выпустил указ, в котором обещал высокое вознаграждение всякому, кто сможет сообщить ему хоть что-нибудь, что поможет обнаружить место, где прячутся злодеи; в том же указе он обещал даже прощение кому-либо из самих злодеев, если он сам предстанет перед ним, признает свою вину и выдаст своих сообщников правосудию для справедливой казни, таким образом хотя бы частично искупив свою неизмеримую по тяжести вину. Долгое время никаких слухов о злодеях не было. Но однажды, когда Соломон сидел в одной из зал своего дворца, беседуя более чем с