отношения неравноправия, а возлагаются на кандидатов в соответствии с их заслугами и возможностями. Я пока что доверю тебе тайны твоего градуса, то есть знаки, по которым мы узнаем друг друга и которые отличают нас от всего остального мира. Я должен известить тебя о том, что прямые линии и прямые углы — это истинные и верные признаки, по которым узнают франкмасона. Итак, тебе следует встать прямо, образуя ступнями прямой угол; таким образом твое тело становится символом твоего сознания, а ступни — верности твоих поступков.”
В.: Что тебе было указано сделать затем?
О.: Сделать шаг левой ногой, так чтобы правая пятка упиралась в ее изгиб. Это, как сообщил мне Досточтимый Мастер, был первый ритуальный шаг масона, и стоя в этой позе, сообщают и познают таинства первого градуса.
В.: В чем состояли эти таинства?
О.: В знаке, пожатии и слове.
В.: После того, как ты принес клятву и заслужил доверие, был ли ты облачен?
О.: Да, был. В совершенный запон Вольного Каменщика, который, как поведал мне брат 1-ый Страж, древнее Золотого Руна и римского орла, достойнее ордена Подвязки или какого-либо другого из существующих орденов, ибо он есть эмблема чистоты и звено моих братских уз. Он также наставил меня в том, чтобы носить и почитать его как таковой, и далее сообщил мне, что если я не опозорю его, то и он не опозорит меня.
В.: Что Досточтимый Мастер сказал далее?
О.: “Никогда не должен ты облачаться в этот запон и входить в помещение ложи, если в нем находится брат, с которым ты пребываешь в несогласии или к которому испытываешь вражду. В этом случае ты должен предложить ему примирение, чтобы вы мирно могли разрешить свои разногласия, по мере совершения чего вы оба сможете облачиться, войти в помещение ложи и работать там со всей той братской любовью и в той гармонии, которые во все времена должны отличать Вольных Каменщиков. Однако если ваши разногласия, к несчастью, приобретут такой характер, что не смогут быть улажены таким образом, лучше будет, если ложу покинет один из вас, или же вы оба вместе, чтобы ее гармонию не нарушало ваше присутствие в ней.”
В.: Куда тебя направили затем?
О.: В северо-восточный угол ложи.
В.: Объясни нам, почему, так, как тебе объяснили это тогда.
О.: “При возведении всех, как светских, так и церковных, зданий, существует обычай закладывать первый камень фундамента именно в северо-восточном углу; ты, новопосвященный в орден франкмасонов, располагаешься в северо-восточном углу ложи, символизируя собой этот камень; и на этом фундаменте, заложенном сегодня, да возведешь ты здание, прекрасное во всем и несущее славу своему строителю. Всем своим видом ты ныне соответствуешь образу истинного и принятого масона, и я советую тебе всегда быть таким. Сейчас же я приступаю к проверке твоих нравственных принципов, призывая тебя к упражнению в добродетели, коия, несомненно, должна считаться определяющей для сердца франкмасона, а именно, в милосердии. Нет необходимости описывать ее достоинства: без сомнения, ты всегда знал и практиковал ее. Достаточно будет сказать, что милосердие господствует и практикуется и на Небесах, и на земле, и, как его брат, сострадание, благословляет того, кто делится им, равно как и того, кто его испытывает на себе. В сообществе, которое так широко распространено, как наше, ветви которого распростерты во все четыре части света, невозможно отрицать, что существует множество членов, облеченных высокими титулами и владеющих значительными состояниями; но так же невозможно отрицать и то, с другой стороны, что среди тысяч вставших под наши знамена есть многие, кто под влиянием трагически сложившихся обстоятельств и бедствий, избежать которых человек зачастую просто не в силах, обречены на последний предел нищеты и отчаяния. Ради их пользы у нас в обычае пробуждать сострадание в каждом новопосвященном брате, взывать к его милосердию, коль скоро его жизненные обстоятельства делают это возможным; итак, все то, что ты чувствуешь себя в силах и расположении пожертвовать на это дело, ты можешь обговорить с Младшим Экспертом. Все, что ты сможешь дать, будет благодарно принято и благочестиво применено.”
В.: Как ты ответствовал на это?
О.: Я сказал, что был лишен всего имевшего какую-либо ценность заблаговременно, перед тем, как меня ввели в ложу, иначе же отдал бы многое и по доброй воле.
В.: Что