и Агапа Вольных и Принятых Каменщиков. Перед началом пира старейший из Мастеров Каменщиков (ныне Мастер Ложи) предложил вниманию собравшихся список достойных кандидатов, и братья большинством голосов при открытом голосовании избрали мистера Энтони Сэйера, джентльмена, Великим Мастером Каменщиков (капитана Джозефа Эллиота и мистера Джекоба Ламбаля, столяра, — Великими Стражами), которые вслед за этим были облачены в знаки отличия и облекающей их власти вышеупомянутым старейшим Мастером, должным образом инсталлированы, и братья Ассамблеи воздали им соответствующие случаю почести. Великий Мастер Сэйер отдал мастерам и офицерам лож распоряжение ежеквартально участвовать в совместных собраниях с Великими Офицерами, место каковых собраний станет им известно из его посланий, своевременно доставленных им Привратником”.
Действительно, неоднократно находил подтверждение тот факт, что именно в 1717 г. утвердилась вся система спекулятивного масонства и что она была “разработана, распространена и подарена миру докторами Дезагюлье и Андерсоном и другими, кто позже и основал Великую Ложу Англии”. Тем не менее, против этой точки зрения выступал Бр.: Чалмерс Пэтон, который опубликовал памфлет под названием “Происхождение Франкмасонства: Опровержение Теории 1717 года”. “Стоит отметить, — пишет он, — что теория 1717 г. приписывает людям высочайших нравственных качеств основание системы, основанной на чистом самозванстве. Поскольку как бы эта система ни рассматривалась ее собственными приверженцами, — а достаточно более или менее подробно рассмотреть ее природу, чтобы понять, что весьма мала вероятность именно такого ее происхождения — все равно, если она была “разработана и подарена миру” Дезагюлье и прочими в 1717 г., то она действительно являлась не чем иным, как системой самозванной. Она была предложена миру в совокупности своих претензий на всемирное значение и древнее происхождение, необоснованность которых была весьма хорошо известна ее “разработчикам”; в то время как по теории 1717 г., она впервые появилась только в их умах. Как это понимать? Неужели возможно приписывать такого рода деяния достопочтенным господам, даже не дав себе труда подумать о возможных мотивах этих деяний? ... Теория 1717 г. утверждает, что до этого года все масоны Англии, Шотландии и прочих стран были всего лишь оперативными цеховыми организациями, или гильдиями, подобными всем прочим профессиональным объединениям ремесленников. Обычно забывают, что само искусство Каменщиков, в своих высших эшелонах, требовало от члена сообщества знаний, определенно недоступных простому мастеровому. Простой строитель или камнетес не мог подняться выше уровня оперативного масона; те же, кто составлял проекты зданий и руководил строительством, всегда были людьми более высокой культуры и более развитого разума. Именно к этим временам следовало бы нам отнести происхождение франкмасонства; и по всей вероятности не только не “малодостоверным”, а даже в высшей степени достоверным представляется тот факт, что Королевское Искусство существовало и в древнейшие времена, отличное от прочих ремесел и имеющее по сравнению с ними некоторые организационные особенности”. “По правде сказать, — указывает миссис Вебстер в своей книге “Тайные Общества и Скрытые Движения”, — нам нужно просто лучше изучить масонские ритуалы, которые вполне доступны всем и каждому, чтобы придти к выводу о том, что никаких подтверждений этому “самозванству” не существует, и что эти двое достойных священников ни в коем случае не выдумали всю эту систему сами. Несомненно, к этому их привело существование еще до них некоего движения того же толка. И поскольку дневник Элиаса Эшмола прямо свидетельствует о том, что церемония масонского посвящения существовала еще в предыдущем веке, разумным было бы заключить, что доктора Дезагюлье и Андерсон только исправили и дополнили, а отнюдь не придумали сами опубликованные ими ритуалы и конституции. В настоящее время, хотя масонские ритуалы и изложены вполне современным, а не архаичным языком, идеи, красной нитью проходящие сквозь них, несут на себе отпечаток весьма и весьма древнего происхождения. Центральная идея масонства, состоящая в признании великой утраты, постигшей человечество, и надежде на ее восполнение в конце концов, — в конечном счете, есть не что иное, как идея, пришедшая из тайных учений Древности”.
По мнению Бр.: Пайка, отличному от традиционного понимания Божества, немногие просвещеннейшие