с помощью мистического и восторженного видения, облагораживали душу, освобождая ее от материальной природы и постоянно вознося реальность к интеллектуальному (духовному) видению.
Точно так же, как в Малых Мистериях символизировалось внутриутробное развитие человека, когда сознание спускалось 9 дней (девять дней символизировали 9 месяцев) в мир иллюзий и набрасывало на себя покрывало нереальности, Великие Мистерии символизировали принципы духовного возрождения и открывали посвященным не только простейшие, но и прямые и полные методы освобождения своей высшей природы от бремени материального невежества. Подобно Прометею, прикованному к кавказской горе, высочайшая природа человека прикована к его ограниченной личности. Девять дней инициации были также символическим представлением девяти сфер, через которые душа спускалась в процессе принятия земной формы. Ученику давались секретные рецепты для духовного развития в высших сферах. Суть их неизвестна, но имеются все основания полагать, что они похожи на брахманистские Мистерии, так как было известно, что Элевсинские Мистерии заключались санскритским словом Konx Om Pax.
Та часть аллегории, в которой говорится о шестимесячном пребывании Персефоны у Плутона и о разрешении в течение других шести месяцев посещать верхний мир, заслуживает глубокого размышления. Вероятно, элевсинцы считали, что душа оставляет тело во время сна или может оставить тело при специальной тренировке, которую элевсинцы могли обеспечить. Таким образом, Персефона должна была оставаться хозяйкой царства Плутона в часы бодрствования и должна была подниматься в духовные миры во время сна. Инициируемого учили, как просить Плутона отпустить Персефону (душу посвященного) из тьмы материальной природы на свет разума. Когда посвященный освобождался от глиняных кандалов и окаменевших концепций, он освобождался не только на период своей жизни, но и на всю вечность, потому что никогда его душа не отрешится от тех свойств, которые после смерти будут средством проявления и выражения ее в небесном мире.
В противоположность идее Гадеса, как нижнего царства, боги населяют вершину горы. Хорошо известный пример - гора Олимп, где обитают двенадцать божеств греческого пантеона. Неофит проходит при инициации помещения все более блистательные, что символизирует восхождение души от низших миров к области света. Наконец он входит в сводчатую комнату, где стоит прекрасно освещенная скульптура богини Цереры. Здесь в присутствии высших жрецов Мистерий, одетых в богатые одежды, его посвящают в высшие секреты, После этого его нарекают Эпоптесом, что означает видящий непосредственно. По этой причине процедуру называли аутопсией. Посвященному давались священные книги, написанные, вероятно, шифром, вместе с каменной табличкой, на которой были написаны секретные инструкции.
В Обелиске в масонстве Дж. Вайсе изображает персонажей Элевсин-ских Мистерий: жреца и жрицу, направляющих инициацию, мужчину и женщину, несущих факел, мужчину-герольда и пару, обслуживающую алтарь. Там было много людей и более низкого ранга. Он говорит, что, согласно Порфирию, жрец изображал платоновского Демиурга, или Создателя мира, факелоносец - Солнце, человек при алтаре - Луну, герольд -Гермеса, или Меркурия, а остальные - малые звезды.
Из преданий известно, что инициация сопровождалась странными и как будто сверхъестественными явлениями. Многие из посвященных свидетельствовали, что они видели живых богов. Было ли это результатом религиозной экзальтации или же действительного сотрудничества невидимых сил с жрецами, остается тайной. Апулей в Золотом осле так изображает то, что скорей всего было его инициацией в Элевсинские Мистерии:
Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя чрез все стихии; в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал пред богами подземными и небесными и вблизи поклонился им.
Женщины и дети допускались в Элевсинские Мистерии, и одно время инициации подвергались тысячи. Поскольку вся эта масса не была подготовлена к высшим духовным и мистическим доктринам, внутри общества было разделение. Высшее учение давалось только избранным, способным понять философские концепции. Сократ отказался быть инициированным в Мистерии, поскольку, и не состоя в них, знал, что членство закроет ему рот. То, что Мистерии давали великие и вечные истины, свидетельствуется многими выдающимися умами древности. Уваров спрашивает: Разве говорили бы такие люди, как Пиндар, Платон, Эпикур, Цицерон о Мистериях с таким восхищением,