восприятия, элементы которого являются многочисленными аспектами самой анимы.
Белая лошадь с рогом представляет собой великолепный символ для медитации. Ее тайну не поведаешь невеждам никакими словами, и в то же время ее невозможно скрыть от глубокомысленного$F Здесь и далее в этой книге с помощью слов глубокомысленный и вдумчивый (а также глубокомысленность и вдумчивость) переданы английские понятия thoughtful и mindful (а также thoughtfulness и mindfulness), которые подразумевают не столько рассудительность и осведомленность, сколько духовную внимательность, безусловное осознание происходящего. - Прим. перев. созерцателя. Никто не может описать душу в простых и доступных словах, поскольку речь идет о субъективном переживании. Однако каждый может получить некоторое представление о душе, медитируя на облике и характере этого необычного кроткого животного, о котором Василий Валентин сказал, что оно столь пугливо, что убегает прежде, чем охотник успевает приблизиться к нему, и столь умно, что его нельзя поймать ни в одну сеть, изобретенную человеком.
Символ души должен также быть символом способностей души. Золотой рог, которым никогда не было ранено ни одно другое животное, но вокруг которого странствующий рыцарь повязал шелковый шарф, символизирует не причиняющую никому вреда силу Истины, а также способность сосредоточиваться и направлять все силы души на что-то одно. Но можно ли это объяснить человеку, который восхищается рогом единорога как прекрасным кубком для вина? Кто бы ни был тот ювелир, который впервые сделал бокал в виде рога, ясно, что он знал тайну этого животного. Ведь если и можно себе вообразить сосуд, в котором хранится мистическое вино для праздника (свадьбы) в Кане, он может быть только рогом единорога.
Так тайна разрастается, все ее части приводятся в соответствие друг с другом, и каждый ее аспект наводит на переживания, которые доступны лишь тогда, когда буквальный смысл аллегории остается невысказанным. Подобно тому как душу можно найти лишь среди самых сокровенных и неизъяснимых проявлений нашей жизни, Истину можно открыть, лишь углубляясь в тайны символов. Символизм есть старый проверенный путь передачи сведений. Вселенная - это один символ, человек - другой, тогда как Истина - это скрытая реальность за пределами их обоих.
Цикл поиска
Алхимики относятся к тем мистикам, которые, как утверждается, следуют циклу поиска. Другими словами, вся их символика основывается на представлении о чем-то сокрытом или потерянном. Рыцари Круглого Стола, которые ищут Святой Грааль, иллюминаты, которые ищут Бесценный Самоцвет, и алхимики, которые ищут тройственный Эликсир, - все они пользуются символами поиска. При этом они считают, что Истина отделена от человека и находится на каком-то странном, неощутимом расстоянии, которое следует преодолеть в пространстве и во времени. Однако в действительности речь идет о расстоянии в становлении, о поиске того, что менее всего известно, однако ближе всего к Я. На самом деле довольно глупо принимать духовные расстояния за материальные и позволять себе мечтать о Реальности в терминах места.
Алхимия посвящена поиску трех тайных истин, которые являются тремя подобиями одной великой Истины. Первое подобие - это трансмутация металлов, второе - открытие универсального лекарства, тогда как третье - создание эликсира сознательного бессмертия.
Существует два типа алхимиков. Для первого из них алхимия - это высшая химия, трансмутация металлов - физическая возможность, универсальное лекарство - реальное средство против болезней, а эликсир жизни - особая жидкость, которая может неопределенно долго продлевать физическое существование. Для алхимиков второго типа три поиска относятся исключительно к духовным вопросам и могут успешно завершиться только в результате практики мистических упражнений, направленных на постижение. Эти упражнения восходят к обрядам, которые выполнялись в древности в египетских храмах.
В старом манускрипте, который был написан неизвестным автором в XVII веке, мистический алхимик предостерегает: Горе тем, кто стремится получить золото! Стремление синтезировать физическое золото, как наваждение, преследует все алхимические начинания. О золоте говорится в притчах, и горе тому, кто понимает их буквально как суть алхимического учения. Эти притчи - лишь тени, тогда как сущность скрывается за ними.
Для современного искателя Истины алхимия являет свет сокрытой грани философского самоцвета. Она дает сведения, которые позволяют приблизиться к тайне поиска Я.
Но вначале идет тайна металлов.