Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

в центре нервов отражается на фактах мышления, и что если повреждение произойдет в третьей извилине левой лобной стороны, то вы лишитесь речи, и лишение это будет особого рода, согласно группе нервных клеточек, подвергшихся повреждению. Это рассуждение - абсурд, и в доказательство я приложу эти же рассуждения к какому-нибудь примеру, хотя бы к телеграфу.

Доказательство, что телеграфный аппарат производит депеши, есть то, что всякое повреждение аппарата отражается на передаче депеши; если же порвать проволоку телеграфа, то депеша не может идти. Вот точное значение рассуждений материалистов: они забывают телеграфиста, или не хотят знать об его существовании.

Мозг для духовного начала, которое существует в нас, есть то самое, что для телеграфиста передаточный аппарат. Сравнение не новое, но превосходное.

Материалист говорит: Предположим, что телеграфист не существует, и будем рассуждать так, как если бы его не было. После этого он представляет догматическое утверждение: Телеграфный аппарат действует один и производит телеграмму вследствие целого ряда механических движений, вызванных рефлексами.

Раз это представлено, остальное идет само собой, и материалист, довольный, делает заключение, что души нет, и что мозг самостоятельно производит мысли, как телеграфный аппарат депешу. И нельзя касаться такого решения, это учение положительное, фанатически изучаемое.

Я знаю, чего мне стоило открытие несостоятельности этих рассуждений; я был обвинен в недобросовестности, потому что предполагают, что материалист, сделавшийся мистиком, может быть или недобросовестным, или помешанным. Еще спасибо, что мои противники дали мне первое название. Но будем продолжать.

Как клеточки только орудия чего-то, сохраняющего формы тела, во время замены их, так же точно нервные центры - орудия чего-то, утилизирующего эти центры, под видом орудий действия или восприятия.

Анатом, вооруженный своим скальпелем, не откроет души, разбирая тело по частям, так же как рабочий, при помощи своих щипцов, не откроет телеграфиста, разбирая телеграфный аппарат, или пианиста - разбирая фортепиано. Нет надобности продолжать разоблачения несостоятельности рассуждений, которые выставляют всегда так называемые философы-позитивисты своим противникам.

Прежде чем закончить эти строки, я считаю нужным обратить внимание на две ловкие увертки, пускаемые в ход материалистами в спорах, когда они чувствуют себя слабее.

Первая уловка заключается в том, что они ссылаются на специальные науки и непонятные записки, которые они считают неизвестными наивному противнику.

Как! вы, М.Г., осмеливаетесь рассуждать о мозговых функциях, не имея понятия о кристаллографии? - Вы обсуждаете эти вопросы и не читали даже последних записок г. Тартемпиона о мозговых функциях третичного человека и красной рыбы? Ступайте снова в школу, М.Г., и приходите спорить со мной только тогда, когда вы будете знать хотя бы основы предмета, о котором пытаетесь рассуждать.

Поддерживают такой вздор обыкновенно блистательные ученики Медицинской Академии, знающие психологию и философию только по имени.

Вторая уловка состоит в том, чтобы выставить противника в смешном виде, потому что он осмеливается иметь мнение, противоположное мнению г-на X, человека более его титулованного,

Как! вы, простой доктор медицины, хотите идти против мнения г-на X, адъюнкт-профессора, или г-на Z, блестящего профессора?! Дослужитесь до их авторитета, а тогда уже посмотрим.

Все это одни уловки, но так часто употребляемые, что ими, даже в недавнее время, воспользовались против Брюнетьера, осмелившегося говорить о науке, не будучи даже врачом... Это ужасно!!!

А когда сделаешься врачом, скажут, что надо быть адъюнктом; сделаешься адъюнктом, заявят, что надо быть членом Института, а когда, наконец, член Академии Наук осмеливается признавать Бога и бессмертие души, как это сделал Пастер, тогда говорят, что он уже стар, и что только дряхлостью можно объяснить подобные теории.

Таковы уловки, принимаемые обыкновенно материалистами, но достаточно их знать, чтобы оценить по достоинству.

Поэтому, не всегда можно сказать, что вера есть исключительная милость, данная нескольким натурам; я убежден согласно тому, что назову своей личной эволюцией, что вера приобретается изучением, как и все остальное.

Но материалистическая основа имеет однако важное значение. Она позволяет касаться психологии и задач о душе, опираясь на физиологию, и придает этим самым важное значение учению о трех началах чело- века и о том, что в истории философии называется теорией формирующего