Папюс

Первоначальные сведения по оккультизму

состояния и уплотняя ее моментально вновь. (Прим. перев.)

Он может также собственной волей погружаться в состояние сомнамбулизма какой угодно степени и даже совершать в этом состоянии выходы астрального тела, в чем принимает участие все духовное тело (фантом, магнетический центр и анцестральная душа), увлекая даже часть внутреннего духа (Хаиах, Боддхи или Тин), так что вполне и моментально перемещает свое Я, со всеми человеческими свойствами, далеко от места, где находится его тело, погруженное в сон.

Легко постичь опасность подобных опытов. Силы воли иногда не вполне достаточно, чтобы отвратить нападения невидимых существ, с еще более высокой волей, желающих занять покинутую телесную оболочку; от этого может произойти перемещение органов, даже смертельное, если душа слишком поспешно бросится на помощь своему телу, или сумасшествие, если она не может снова в него войти.

Экстаз, позволяющий душе проникать за земные пределы, относится к явлениям того же порядка.

Это явление - принадлежность посвященных высших степеней; но если случится, что вредно направленной воле придаст силу разум, достаточно могущественный, то мы должны горько оплакивать душу, так дурно употребляющую подобные силы.

Наконец, активный темперамент может направлять свои магнетические истечения на существа невидимые и даже на силы природы. Тогда он производит явления магнетического порядка.

Этим способом человек может воздействовать на растения, перенося в них свою жизненную силу, как это делают факиры 1, или наоборот отнимать у растений и животных часть их магнетических сил, содержащих в себе свойственную им жизненную силу, и перемещать ее по своему желанию куда угодно 2.

1 Усилием воли он перемещает свою жизнь - Нефеш, Руах, Нешамах или Хайах - в зерно растения (тело его остается на это время в оцепенении), заставляя его в несколько минут давать росток^ стебель, цветы и плоды, т.е. пройти эволюцию многих месяцев. Или может перемещать предметы на расстоянии, один из феноменов, производимых таким же способом бессознательно медиумами на спиритических сеансах. (Прим. перев.)

2 На этом основано симпатическое врачевание. (Прим. перев.)

Он может изменять физические силы так, чтобы сделаться невидимым, подниматься на воздух чудом левитации; производить или изменять метеорологические явления; разлагать материю, приводя ее снова к ее эфирной основе, делая ее невидимой и проницаемой, чтобы потом восстановить ее, где ему угодно, и другие действия того же порядка.

Явления алхимии принадлежит к этому же роду, долженствующему быть предметом весьма серьезных исследований.

Мировой закон состоит в том, что объем сил, дарованных каждому существу, в точности соразмерен с его преуспеянием на бесконечном пути от небытия к сознательному блаженству бытия. Функции природы

исполняются большею частью самим духом, так как Ничто слишком слабо для самостоятельного почина; в особенности функции космические, физико-химические и метеорологические, относящиеся к порядку мировых явлений, - не могут быть предоставлены существам, еще не способным понимать их цели и хода, и в особенности неспособность выполнить их бескорыстно. Поэтому, руководство природными силами и духами принадлежит проявившим наибольшее моральное совершенство и самую высшую духовность, а равно и тем, которые могут действовать только для всеобщего блага, как помощники Божественной Воли.

Эти крайне редкие явления относятся уже к высшему порядку и называются теургическими; они предполагают душу более высокую сравнительно с общечеловеческой и уже достаточно готовую для небесных областей.

Однако честолюбие и гордость человека так велики, что вряд ли найдется нечто иное, чего он добивался бы так сильно как власти, которую считает себя в состоянии захватить. И действительно, он ее может достичь: так велика свобода, предоставленная ему Создателем.

Но мы сейчас объясним чем он рискует.

Этот захват власти составляет: магические операции, натурализм и даже низкие действия колдовства. После предшествовавших объяснений, достаточно нескольких слов для их определения.

Церемониальная или обрядовая магия представляет действия, посредством которых человек заставляет, при помощи сил природы, невидимые власти различных категорий исполнять его желания.

Для этого он захватывает их врасплох, выставляя, благодаря действию соотношений, предполагающему Единство Творения - силы, ему самому не подчиненные, но которым, однако, он может открыть недоступные для них пути. Отсюда пантакли, особые составы, строгие условия места и времени, которые следует