образом, душа наша (Нешамах, Манас, Тан) побуждается к действию в различных направлениях, соответственно трем мирам, в которых мы существуем.
Ощущения, полученные нашим телом из мира физического, производят там впечатления, которые могут проникнуть через посредство животной души до воли и могущественно ограничить ее, предоставляя ей, так сказать, все готовым для рефлективно-обратного действия - оживленного жеста.
Гипнотическое внушение посредством позы есть экспериментальное и преувеличенное произведение этого действия.
На противоположный полюс пылкость нашего воображения, полного эфирных образов, которые создают наши эмоции и даже интуиции, исходящие из высших миров; передается нашей животной душой и астральным телом, до наших жизненных сил, для возбуждения их к деятельности.
Наконец, эмоциональные истечения, получаемые извне магнетическим центром, проникают, как мы только что видели, в каждый из наших двух других центров, чтобы породить там другие силы и другие способности к осуществлению.
Вот против каких усердных деятелей могуществу нашей управляющей монады нашей воле - являющейся единственным нашим истинным Я, - приходится непрерывно бороться, приводя в порядок всякое расстройство, повелевая сопротивлениями и сочувствиями и свое высшее господство противополагая власти всех других верховных монад, из которых состоит ее царство.
Но как может такая власть проявлять себя с пользой? Как может она торжествовать над всеми возмущениями и в особенности повелевать внешним и внутренним астралом?
Мы хорошо это знаем, так как в большинстве случаев делаемся, вместо властелинов, рабами своих душевных движений: большая часть наших действий является только рефлексами; очень часто мы даже не отдаем себе в них отчета, так велика власть эфирных сил, завладевающих нами.
Над каждым делом преобладает воля - главная монада, но она редко бывает наша собственная, а чаще всего мы подчиняемся чужому желанию.
Чтобы наше желание преобладало, ему нужен прилив энергии, что Шопенгауэр прекрасно выражает на своем великолепном языке, говоря, что мы всегда хотим действовать, но остается открытым вопрос, хотим ли мы хотеть. Он приходит к отрицательному ответу, утверждая, что не мы сами хотим, а в нас хочет Мировая Воля. Это чистейший софизм, который очень важно отметить, так как в нем содержится пантеистическое положение. Оно правда, Мировая Воля, т.е. Бог, хочет в нас, когда наше Я повелевает всему низшему, но следует прибавить, что это только с нашего согласия и соизволения. Иначе говоря: наша Воля, когда она действительно действует, служит на Земле орудием божественной воли и обратно, она может подчинить себе других, только при условии единения с волей божественной, т.е. когда она будет Волей Доброй 1. В этом и заключается верховный закон человечества, так как цель и смысл нашего земного существования - способствовать на планете великому делу оживления Ничто, свершая в его сфере, как и всякая другая монада, божественную Волю, посредством возвышения низших существ 2.
1 Здесь является тяжкое заблуждение, с таким юмором изображенное Графом Габалисом и по несчастью пущенное в обращение некоторыми лицами, сбившимися с истинного пути. Оно состоит в предположении, что это возвышение должно состоять в гибридном воплощении. Они становятся добычей для стихийных духов, уверяющих, что сделают из них человеческих существ; это повторение того бесполезного самопожертвования, о котором рассказывает нам легенда, утверждающая, что Будда только тогда сделался совершенным, когда отдал себя впищу пантере, искавшей корма для своих детенышей, (Прим, автора)
2 Это утверждение с первого взгляда кажется противоречащим всякому магическому действию, но это только по-видимому: если производимое действие высшего порядка, то мы являемся сотрудниками Божества; если же оно низшего порядка, то оно может быть получено в точности только по предоставлении нашей воли другим силам: это будет объяснено немного дальше.
Однако, в противоположность волям, которые предшествуют ему в эволютивной цепи, человек свободен принять это высокое назначение или отказать в своем содействии, но только при условии, что его участь будет зависеть от его собственного выбора. Если же он отказывается от выбора, надеясь на свою собственную силу, зависимую и способную на все, то впадает в непростительную ошибку. Он должен уступить или погибнуть. В этом заключается источник всякого земного несчастия.
Чего люди могут достичь.
Рассмотрим немного подробнее процесс борьбы, полем которой служит человеческая душа, борьбы