всеми понимаемые, изменяя силу выражения слов, в соответствии с понятиями тех, кого он поучал. Возьмем для примера фразу:
Для ребенка необходимы отец и мать
Если он хочет сделать смысл непонятным для людей обыкновенных, он будет говорить в степени сравнительной, восходя из области фактов в область законов,- говоря: Среднее начало требует начал положительного и отрицательного или Равновесие требует начала активного и пассивного.
Люди, погруженные в изучение законов природы, ученые, в совершенстве поймут смысл этих слов, непонятных для крестьянина.
Но если исключить из числа понимающих истину и этих ученых, сделавшихся богословами или преследователями,- то писатель возвышается еще на одну ступень, проникает в область символики, вступая в Мир Причин, и говорит:
Венец требует Мудрости и Разумения.
Ученый, привыкший решать задачи, понимает слова отдельно, но не может почувствовать отношений, их связывающих. Он способен дать смысл фразе, но ему недостает прочного основания, он не уверен, что объясняет точно; он пожимает плечами, когда фраза, аналогичная этой, является перед ним в Герметических сочинениях, и идет дальше, восклицая: мистицизм и шарлатанство!
Разве это было целью желаний писателя?
П. Посвященный употребляет разные знаки, сообразно лицу, к которому обращается. Этим способом пользовались преимущественно Египетские жрецы, передавая свои мысли посредством иероглифов, сообразно разным случаям.
Но объясним это более понятно:
Для ребенка необходимы отец и мать.
Обращаясь к народу, жрец передает текст словесно или рисует ребенка, находящегося между отцом и матерью. Если же он обращается к более образованным людям, то представляет мировые законы, посредством известных ученым знаков алгебры, как то: дитя - среднее - знаком (оо), требует отца (плюс) и мать (-) или
(плюс) плюс (-) = (оо)
Если он желает еще более сократить число понимающих, то представляет идеографические знаки, соответствующие принципам и говорит:
Мы увидим, что эти знаки, все еще раздражающие любопытных, поставлены не произвольно.
III. Знак качественной геометрии употребляется таким способом, чтобы он был понятен читателю, сообразно обширности его познаний. Знак О будет считаться человеком неграмотным за точку в кружке.
Ученый поймет его по астрономии знаком солнца, а в более широком значении за истину; редкий ученый переходит эту степень, знания. Посвященный поймет в этом стихию с ее развитием, мысль с ее причиной, Бога - в вечности.
Мы же сейчас ознакомимся с происхождением толкований.
Методы, о которых я говорил, служили главным образом к обсуждению посвященными самых сокровенных тайн, причем их употребление вновь появляется в герметических сочинениях и обрядах магии. Есть еще способ, употреблявшийся в святилищах древности, - это повествование символическое.
Какое средство для передачи истины может считаться наилучшим. Как заинтересовать воображение вместо памяти?
Расскажите простолюдину историю о приключении Вулкана и Венеры, он запомнит ее и, переходя из уст в уста, она дойдет до потомства.
А будет ли то же с законом Кеплера? Довольно трудно себе представить честную крестьянку, сидящую у домашнего очага и перечисляющую астрономические законы.
Однако символическая история содержит еще другого рода замечательные истины.
Крестьянин видит в них приятное упражнение воображения; ученый находит с изумлением законы движения солнца, а посвященный, разбирая имена собственные, определяет ключ к великому произведению o и узнает три смысла, в нем заключающиеся.1
1 Алхимическое предание требует, чтобы посвящающий говорил только параболами, или аллегорическими баснями, но не баснями, предназначенными для развлечения. В великом делании есть только один факт, а именно: превращение, которое совершается по заранее намеченным фазам. Итак, таким образом не могут понять, что в описании этих фаз каждый автор излагает процесс особым образом. Заметьте, что каждый новоприбывший всегда будет спорить, что он сильней своего предшественника. Индус рассказывает о воплощении Вишну, египтянин - о странствовании Озириса, грек - о плавании Язона, друид - о мистериях Тора, христианин, после Джона Ди - о страданиях Иисуса Христа, араб - о приключениях Алладина и о волшебной лампе. (Louis Lucas Roman alchimique, стр. 171).
По представленным объяснениям читатель мог бросить беглый взгляд на все методы; теперь мы вернемся к каждому отдельно, добавив указания, которые дадут возможность увидеть способ применения их на деле.
К первому методу причисляется прекрасный вывод из теоретической