выглядят как превосходный пример определенной разновидности Магии - негроидной
Магии. В их основе лежит достаточно здравая мысль: материя есть иллюзия,
которую Желание порождает с помощью разума, вследствие чего она должна
изменяться в соответствии с повелениями своего создателя. Однако всем этим
теориям недостает практики. Деятели Христианской Hауки не разработали научных
техник применения Желания; вместо того, чтобы изобрести локомотив, они сидят
сложа руки и ждут, что паровой котел перевезет их с места на место.
Теперь применим те же самые соображения к Магии в более ограниченном смысле
этого слова, то есть в том смысле, который придавался данному термину до тех
пор, пока Мастер Терион не распространил его на всякое манипулирование
Природой.
Какая теория лежит в основе ее ритуалов (в частности, ритуалов Черной Магии)?
Что делает заклинатель духов? Он использует себя для того, чтобы воззвать к
Богу, а Бог вызывает соответствующего духа и повелевает ему выполнить Желание
заклинателя. Причем последний обходится безо всякого оборудования и
практически не готовит никакой материальной основы для воплощаемого духа -
он лишь связывает духа с его знаком.
Обычно считается, что дух уже обладает всеми средствами, необходимыми для
материальных действий: как будто дух - это дворецкий, Бог - его барин, а сам
маг - молодой барчук, который хочет, чтобы папочка приказать дворецкому
сделать для него то-то и то-то. Другими словами, здесь мы имеем дело с
вульгарной анимистической теорией. Даже магические теории дикарей, описанные
Фрэзером, выглядят гораздо более научно.
То же самое можно сказать и о ведьмах и колдунах: и они выглядят гораздо
умнее, нежели зазнавшиеся тауматурги, которые глядят на них с насмешкой и
презрением. Ведьма лепит фигурку из воска, а затем - посредством крещения -
отождествляет ее с человеком, которым она хочет управлять.
Она использует кровь и прочие носители животной силы, а также свойства многих
растений и трав - все эти средства, по крайней мере, представляют собой
благоприятную основу для Магических проявлений. Кроме того, ведьма заботится
о том, чтобы создать действительный контакт (материальный или астральный)
между своим околдованным произведением и своей жертвой. Классический же
заклинатель духов, напротив, в силу самого своего учения не заботится об
этом важнейшем условии, тем самым уподобляясь человеку, который пишет деловые
письма, но забывает их отправлять.
И не будет преувеличением сказать, что именно это неумение понять условия,
необходимые для успеха, стало основной причиной всеобщего недоверия к Магии,
которое поколебалось лишь два поколения тому назад, когда Элифас Леви взял
на себя задачу ее реабилитации. Hо даже он (столь глубоко исследовавший и
столь проницательно разъяснивший сущность Магии как всеобщей формулы) не
уделил никакого внимания вопросу о Магическом Контакте, хотя всегда
подразумевал, что таковой необходим для работы. Он просто обошел этот вопрос,
приписав Астральному Свету свойство передавать любые вибрации; и он никогда
не вникал в механику эффектов, производимых этим Светом и не сказал ни слова
о его количественных и качественных законах.
(Ученик, имеющий естественнонаучное образование, обнаружит, что все утверждения
Леви о светящемся эфире весьма близки к соответствующим теориям обыкновенной
науки.)
Весьма прискорбно, что наши исследования Астрального Света никогда не
записывались в систематической форме. Мы не имеем отчетов ни о его свойствах,
ни о законах, существующих в его сфере. Hо эти законы достаточно заметны.
Здесь мы можем, в частности, упомянуть о том, что в Астральном Свете несколько
объектов могут одновременно занимать одно и то же место, не пересекаясь между
собой и не теряя своих очертаний. Здесь предметы могут полностью изменять свой
внешний вид, не меняя своей природы. Одна и та же вещь проявляется здесь в
бесконечном множестве различных аспектов - точно так же, как талант писателя
или художника проявляется в разнообразных романах или картинах. Каждое
проявление - это сама вещь, и ничто иное; она совершенно отличается от
соседних вещей, но отличается и от самой себя, существовавшей в предыдущих
условиях. В этом Свете о нас можно сказать: нету ног, а бегут, нету крыльев,
а летают; мы путешествуем, не делая ни единого движения, и общаемся, не
применяя обычных средств выражения. Мы не ощущаем жары, холода, боли и
прочих явлений подобного рода - по крайней