к ней, а затем
танцуем посолонь по сходящейся спирали, завершая свой путь у Алтаря. Здесь
мы преклоняем колени и простираем руки над алтарем, как бы приглашая Богиню
обнять нас [**].
В заключение можно добавить, что самым лучшим руководством в данном случае
служат естественные артистические способности, которыми вы обладаете. Ибо
всякое Искусство есть Магия.
Магический дар жеста в самой высшей степени присущ Айседоре Дункан. Попытайтесь
изучить ее танец (по возможности в более тесном кругу) и научиться великолепию
ее движений, бессознательно сочетаемых с мелодией. Эта бессознательность -
не что иное как магическое сознание.
Таким образом, среди всех средств, являющих нам истинных Богов в зримом облике,
сильнейшим является Искусство.
IV
Все стуки и звоны имеют сходный характер, а посему могут быть описаны
обобщенно, ибо между хлопками,
------------------------------------------------------------------------------
[*] Тиферет едва ли подчиняется даже Кетеру. Он - скорее сын, чем слуга.
[**] Hо HИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не в знак покорности!
------------------------------------------------------------------------------
притопываниями, звоном магических орудий или звуками более соответствующего
колокольчика нет никакой принципиальной разницы. Впрочем, инструменты,
которыми производятся магические звуки, могут вносить определенные различия в
характер последних; и следует заметить, что выбор Магом особого звукового
инструмента имеет довольно важное значение для всей церемонии [*].
Здесь прежде всего следует заявить о том, что всякий стук порождает контакт
между Магом и предметом, по которому он стучит. Таким образом, использование
колокольчика или собственных ладоней означает, что Маг желает запечатлеть
свои прошедшие или предстоящие действия во всей окружающей атмосфере. Он хочет
воплотить свое желание в звуке и распространить его во всех направлениях; он
хочет, чтобы его потребность повлияла на всех, кто живет и дышит, и призывает
их всех в свидетели своего Слова. Ладони используются как символ его
исполнительной власти; колокольчик представляет его сознание, возвысившееся до
музыки. Удары Жезлом символизируют веление творить; вибрация краев чаши -
блаженство наполнения духовным вином. Удар кинжалом подобен сигналу к битве.
Ударять Пантаклем значит сбивать цену на приобретаемый товар. Топнуть ногой
- значит провозгласить свою власть над творением собственных рук. Любая форма
стуков обладает своим собственным значением, и разумный ученик может вывести
из вышеприведенных примеров общий принцип толкования всех частных случаев,
какие только могут возникнуть.
Как уже было сказано выше, предмет, по которому стучат - это предмет, на
котором запечатлевают действие. Таким образом, стук по алтарю подтверждает,
что алтарь соответствует законам выполняемой операции. Стук по светильнику -
вызов Божественного Света, и так далее.
------------------------------------------------------------------------------
[*] Ибо всякое неритмичное действие нарушает ход ритуала.
------------------------------------------------------------------------------
Hетрудно заметить, что с помощью данных условий можно выразить многие
комбинации идей. Ударить жезлом внутрь чаши - значит применить творческую
волю к надлежащему дополнению этой воли и, таким образом, исполнить Великое
Делание согласно формуле Регенерации. Ударить рукой по кинжалу - значит
потребовать использования кинжала для расширения своей исполнительной воли.
Вспомните, как Зигфрид бьет Hотунгом - мечом Hужды - по копью Вотана. Этим
жестом Вагнер (получивший инструкции о применении магических формул от одного
из предводителей нашего Ордена) дает слушателям понять, что царство авторитета
и отцовской силы подходит к концу; новым хозяином мира становится разум.
Общее назначение всех стуков и звонов состоит в том, чтобы отметить
определенный этап церемонии. В своем эссе о синтоизме Сасаки Сигецу сообщает,
что у японцев распространен обычай четыре раза хлопать в ладоши, чтобы
изгнать злых духов. Он объясняет, что в действительности этот внезапный и
резкий звук побуждает человеческий дух к бдительности и позволяет ему
освободиться от навязчивых настроений, существовавших прежде. Таким образом,
психологическая сила хлопков получает превосходное рациональное объяснение.
В Магической Церемонии стук используется для тех же самых целей. Он подобен
хору