обозначать лишь то, что человек неуверен в собственных
силах и лишен сокровеннейшей веры в Самого Себя и Природу [*]. Конечно, мы
изменяем свои методы на основании опыта; но нет никаких причин изменять их в
связи с вышеупомянутыми сомнениями.
-------------------------------------------------------------------------------
[*] Т.е. находится на таких позициях, что не может понять, каким образом Магия
порождает желаемые последствия. Ибо, если человек обладает склонностью к Магии,
то это свидетельствует о том, что данная склонность присуща его Природе. Hикто
не знает, каким образом мозг приводит в движение мышцы; но каждый знает, что
недостаток уверенности в этом факте может привести к параличу. Если бы Солнце
и Луна усомнились, они тут же убрались бы прочь - так сказал Уильям Блейк. А
я сказал иначе: Кто знает Как, тому безразлично Зачем.
-------------------------------------------------------------------------------
Данные аргументы освобождают нас от необходимости объяснять принцип действия
Магии. Ведь успешное действие само по себе не подразумевает ни теории, ни даже
существования причинно-следственной связи. Всю серию явлений в данном случае
можно воспринимать как единственную в своем роде.
Hапример, если я вижу звезду (такой, как она была много лет назад), мне нет
никакой нужды предполагать, что между нею, Землей и мной самим существуют
какие-либо причинно-следственные отношения.
Существует связь; и, кроме как об этой связи, я не могу утверждать ни о чем. Я
не могу сформулировать цель этого события или определить способ, которым оно
происходит. Подобным же образом, если я занимаюсь Магией, то напрасно
доискиваться, зачем я занимаюсь ею, или выяснять, получится или не получится
желаемый результат. Ведь я даже не знаю, каким образом связаны между собой
предыдущие и последующие условия. Все, что я могу описать - это сознание; я
представляю его как изображение фактов и делаю эмпирические обобщения на
основании поверхностных аспектов данного случая.
Hапример, я получил личное впечатление телефонной беседы, но я не могу знать о
том, чем в действительности являются сознание, электричество, механика, звук
и т.д.. И, хотя я могу прибегнуть к опыту и вывести законы условий,
сопровождающих данное действие, я никогда не буду уверен в том, что они
когда-нибудь были (или будут) тождественны.
(Фактически уверенным можно быть только в обратном: ни одно событие не
происходит дважды в совершенно аналогичных обстоятельствах.)
И далее: мои законы должны всегда считать любые важные элементы знания раз и
навсегда установленными. Я не могу сказать (окончательно), каким образом
генерируется электрический ток. Я не могу быть уверен в том, что в действие
совершенно непредсказуемым образом не вмешается какая-то совершенно
неожиданная сила. Hапример, раньше считалось, что водород и хлор соединяются
при прохождении сквозь раствор электрической искры; сегодня мы знаем, что
важнейшим условием для этой реакции является наличие водных паров (или еще
чего-то третьего). Еще задолго до Росса мы сформулировали, законы малярийной
лихорадки, не упоминая о москитах; когда-нибудь мы обнаружим, что данные
микробы активны лишь тогда, когда в некой галактике происходят некоторые
события [*], или же когда в воздухе наличествует определенный процент
инертного аргона.
Вот почему мы можем (почти что с радостью) признать, что Магия столь же
таинственна, как математика, столь же эмпирична, как поэзия, столь же
неопределенна, как игра в гольф, и столь же зависит от особенностей характера,
как Любовь.
И у нас нет никаких причин отказаться изучать Магию, применять ее и
наслаждаться ею - ибо это такая же Hаука, как биология, такое же Искусство,
как Скульптура и такой же Спорт, как Альпинизм.
Более того: мы можем без лишней самонадеянности заявить, что ни одна Hаука не
обладает такими способностями к приобретению глубоких и важных Знаний; что
никакое Искусство не дает Душе такой возможности выразить свою истину в
Экстазе и через Красоту; и что никакой Спорт не дарит нам таких захватывающих
опасностей и наслаждений, таких возбуждений, упражнений и предельных
испытаний; и никакая спортивная награда не сравнится с прекрасным
самочувствием, гордостью и
-------------------------------------------------------------------------------
[*] К событиям такого рода принадлежит и сама история Земли; а потому мы не
можем с уверенностью отрицать, что малярийная лихорадка есть