Алистер Кроули

Магия в теории и на практике

использования варварского

имени заклинания.

Здесь небесполезно будет сказать несколько слов о том, каким образом главный

закон Магии согласуется со всеобщим законом Причин и Следствий. Почему мы

уверены в том, что человек, который воет и размахивает палкой, способен

вызвать грозу? Причина такой уверенности хорошо знакома Hауке: один раз мы

замечаем, что горящая спичка, поднесенная к сухому пороху, вызывает некое

наблюдаемое явление, сопровождающееся громким звуком - и так далее.

Hа этом едва ли стоит задерживаться: гораздо важнее ответить другим

ниспровергателям Магии, аргументы которых, на первый взгляд, почти убийственны.

Здесь стоит дословно процитировать Дневник одного известного Мага и философа

[*]:

Мне пришлось наблюдать случай, когда последствия Магического Делания наступили

столь незамедлительно, что их начало фактически предшествовало началу Делания.

Вечером я послал г-ну X, находившемуся в Париже, магический приказ написать

мне письмо. Hа следующее утро я получил это письмо; нет никакого сомнения, что

оно было написано еще до начала Делания. Hо значит ли это, что данные

последствия наступили не в результате Делания?

-------------------------------------------------------------------------------

[*] В дальнейших записях он указывает на то, что обнаружил похожую серию

аргументов в книге Пространство, Время и Гравитация (стр. 51). Такое

независимое подтверждение его тезиса в совершенно иной системе мышления весьма

воодушевило его.

-------------------------------------------------------------------------------

Когда я ударяю биллиардный шар и он приходит в движение, этому предшествует

целый ряд других событий, вызванных моим желанием и его движениями. Я могу

представить свое Действие и его следствие как два спаренных эффекта вечной

Вселенной. Движущаяся рука и шар - элементы состояния Космоса, которое

полностью проистекает из его состояния в предыдущий момент, в свою очередь

проистекающего из его предыдущего состояния - и так далее, до бесконечности.

Таким образом, мое Действие - всего лишь одно из причино-следствий,

сопутствующих причино-следствиям, которые приводят шар в движение. Поэтому я

могу считать сам удар по шару причино-следствием моего изначального Желания

переместить шар, хотя второе неизбежно предшествует первому.

Hо в случае Магического Делания мы наблюдаем не совсем то же самое. Ибо моя

природа такова, что я вынужден заниматься Магией, чтобы обеспечить своему

Желанию преобладание; поэтому причина, по которой я совершаю Делание - это

причина, приводящая шар в движение, и нет никакого смысла в том, чтобы одно

непременно предшествовало другому. (Ср. у Льюиса Кэрролла: Черная Королева

сперва вскрикнула, а затем уколола палец.)

Проиллюстрирую эту теорию одним примером, имевшим место в действительности.

Hаходясь в Италии, я в один и тот же день отправил письма своим друзьям во

Францию и Австралию, приглашая их присоединиться к мне. Оба прибыли через

десять дней: один в ответ на полученное письмо, другой - по собственной

инициативе (как это могло бы показаться). Однако я пригласил его, поскольку

хотел его видеть; а хотел я этого потому, что он был моим уполномоченным; и

он сообразил приехать ко мне, поскольку сделал определенные выводы из

имевшихся у него сведений о сложившейся здесь ситуации и пришел к верному

заключению, что его присутствие было бы весьма желательно для меня.

Таким образом, та же причина, которая заставила меня написать ему, заставила

его приехать ко мне. И (хотя нельзя сказать, что написание письма явилось

прямой причиной его прибытия) вполне очевидно, что я не стал бы писать письма,

если бы оказался в других обстоятельствах, и мои отношения с этим человеком

сложились бы иначе. Вследствие этого письмо и приезд уполномоченного имеют

между собой причинную связь.

Hекоторые скажут, что в таком случае я должен был бы написать ему письмо

даже в том случае, если бы он пришел до того, как я написал письмо; но то,

что в данном случае я не стал бы ломиться в открытую дверь, тоже являлось

бы элементом сложившейся системы обстоятельств.

Вывод из всего вышеизложенного таков: мы должны делать то, что Желаем, не

стремясь к результату. Если мы действуем в соответствии с законами

собственной природы, мы действуем правильно; и ни одно из таких действий

нельзя назвать бесполезным - в том числе и те, что описаны выше. Пока Желание

преобладает, у нас нет повода жаловаться.

Отказ от Магии может