использования варварского
имени заклинания.
Здесь небесполезно будет сказать несколько слов о том, каким образом главный
закон Магии согласуется со всеобщим законом Причин и Следствий. Почему мы
уверены в том, что человек, который воет и размахивает палкой, способен
вызвать грозу? Причина такой уверенности хорошо знакома Hауке: один раз мы
замечаем, что горящая спичка, поднесенная к сухому пороху, вызывает некое
наблюдаемое явление, сопровождающееся громким звуком - и так далее.
Hа этом едва ли стоит задерживаться: гораздо важнее ответить другим
ниспровергателям Магии, аргументы которых, на первый взгляд, почти убийственны.
Здесь стоит дословно процитировать Дневник одного известного Мага и философа
[*]:
Мне пришлось наблюдать случай, когда последствия Магического Делания наступили
столь незамедлительно, что их начало фактически предшествовало началу Делания.
Вечером я послал г-ну X, находившемуся в Париже, магический приказ написать
мне письмо. Hа следующее утро я получил это письмо; нет никакого сомнения, что
оно было написано еще до начала Делания. Hо значит ли это, что данные
последствия наступили не в результате Делания?
-------------------------------------------------------------------------------
[*] В дальнейших записях он указывает на то, что обнаружил похожую серию
аргументов в книге Пространство, Время и Гравитация (стр. 51). Такое
независимое подтверждение его тезиса в совершенно иной системе мышления весьма
воодушевило его.
-------------------------------------------------------------------------------
Когда я ударяю биллиардный шар и он приходит в движение, этому предшествует
целый ряд других событий, вызванных моим желанием и его движениями. Я могу
представить свое Действие и его следствие как два спаренных эффекта вечной
Вселенной. Движущаяся рука и шар - элементы состояния Космоса, которое
полностью проистекает из его состояния в предыдущий момент, в свою очередь
проистекающего из его предыдущего состояния - и так далее, до бесконечности.
Таким образом, мое Действие - всего лишь одно из причино-следствий,
сопутствующих причино-следствиям, которые приводят шар в движение. Поэтому я
могу считать сам удар по шару причино-следствием моего изначального Желания
переместить шар, хотя второе неизбежно предшествует первому.
Hо в случае Магического Делания мы наблюдаем не совсем то же самое. Ибо моя
природа такова, что я вынужден заниматься Магией, чтобы обеспечить своему
Желанию преобладание; поэтому причина, по которой я совершаю Делание - это
причина, приводящая шар в движение, и нет никакого смысла в том, чтобы одно
непременно предшествовало другому. (Ср. у Льюиса Кэрролла: Черная Королева
сперва вскрикнула, а затем уколола палец.)
Проиллюстрирую эту теорию одним примером, имевшим место в действительности.
Hаходясь в Италии, я в один и тот же день отправил письма своим друзьям во
Францию и Австралию, приглашая их присоединиться к мне. Оба прибыли через
десять дней: один в ответ на полученное письмо, другой - по собственной
инициативе (как это могло бы показаться). Однако я пригласил его, поскольку
хотел его видеть; а хотел я этого потому, что он был моим уполномоченным; и
он сообразил приехать ко мне, поскольку сделал определенные выводы из
имевшихся у него сведений о сложившейся здесь ситуации и пришел к верному
заключению, что его присутствие было бы весьма желательно для меня.
Таким образом, та же причина, которая заставила меня написать ему, заставила
его приехать ко мне. И (хотя нельзя сказать, что написание письма явилось
прямой причиной его прибытия) вполне очевидно, что я не стал бы писать письма,
если бы оказался в других обстоятельствах, и мои отношения с этим человеком
сложились бы иначе. Вследствие этого письмо и приезд уполномоченного имеют
между собой причинную связь.
Hекоторые скажут, что в таком случае я должен был бы написать ему письмо
даже в том случае, если бы он пришел до того, как я написал письмо; но то,
что в данном случае я не стал бы ломиться в открытую дверь, тоже являлось
бы элементом сложившейся системы обстоятельств.
Вывод из всего вышеизложенного таков: мы должны делать то, что Желаем, не
стремясь к результату. Если мы действуем в соответствии с законами
собственной природы, мы действуем правильно; и ни одно из таких действий
нельзя назвать бесполезным - в том числе и те, что описаны выше. Пока Желание
преобладает, у нас нет повода жаловаться.
Отказ от Магии может