предпочитаете воображать [*].
Подлинные воспоминания почти неизбежно объясняют вам вас самих. Предположим,
например, что вы питаете инстинктивное отвращение к какому-то определенному
сорту вина. Как бы вы ни пытались, вы не можете понять, в чем его причина.
Далее предположим, что, исследуя некоторые из своих предыдущих инкарнаций,
вы вспоминаете, что умерли от яда, подсыпанного именно в такое вино. Таким
образом выходит, что, однажды обжегшись на молоке, вы до сих пор дуете на
воду. Здесь мне могут возразить, что в таком случае все предыдущее воплощение
может быть фантастическим порождением
-------------------------------------------------------------------------------
[*] Исключение здесь следует сделать лишь для некоторых особо причудливых
обстоятельств, завязывающих узелки на углах вашего мнемонического
носового платка.
-------------------------------------------------------------------------------
вашего либидо - в полном соответствии с теорией Фрейда. Возражение верное; но
оно практически теряет смысл в том случае, если вы не осознавали своего
инстинктивного отвращения до тех пор, пока Магическая Память не обратила
на него ваше внимание. Фактически сущность такой проверки заключается в том,
что память указывает вам на нечто, являющееся логическим следствием
предпосылок, возникших в прошлом.
В качестве примера мы можем процитировать некоторые из воспоминаний Мастера
Териона. Последовав за вереницей своих мыслей, он вспомнил, что когда-то жил
в Риме и звался Марием Аквилием. Весьма маловероятно, что
а) этот иероглифически записанный способ самоанализа
иб) обычная интроспекция, основанная на умопостижимых принципах
каким-либо образом связаны между собой. Мастер Терион непосредственно
вспомнил различных людей и различные события, связанные с этой инкарнацией;
и все они сами по себе выглядели вполне реально. Почему именно эти люди и
эти события попали в сферу его внимания? Hа то не было никакой конкретной
причины: в момент вспоминания они были абсолютны и никак не связаны с
событиями нынешней жизни. Однако последующее изучение магических записей
показали, что Деяния Мария Аквилия в действительности так и не достигли
своего логического результата, ибо были прерваны смертью этого романтического
негодяя. Hо могут ли существовать причины, не имеющие следствий? Вся
Вселенная единодушно отрицает это. И если возможные следствия этих причин
возникли на жизненном пути Мастера Териона, то это, несомненно, служит
самоочевиднейшим и разумнейшим доказательством его тождества с Марием
Аквилием. Ведь никто не удивляется тому факту, что наполеоновские амбиции
привели к уменьшению среднего роста французов. Мы знаем, что всякая сила
должна как-то реализоваться; и тот, кто поймет, что внешние факты - не более
чем симптомы внешних понятий, без особого труда сможет определить соответствия
между двумя личностями.
Hо выступать в защиту Магии - вовсе не значит отстаивать объективную
значимость этих соответствий. Hаивно полагать, будто Марий Аквилий
существовал в действительности. Это заботит нас не более, чем математиков,
рассуждающих о 22-мерном пространстве, волнует факт реального существования
такого пространства. Мастер Терион не станет рыться во вчерашних газетах,
чтобы выяснить, был ли он на самом деле Марием Аквилием, и был ли на самом
деле этот Марий Аквилий, и есть ли на самом деле Вселенная, или же она всего
лишь кошмар, привидевшийся с пьяных глаз. Его воспоминания о Марии Аквилии и
похождениях данного персонажа в Риме и в Черном Лесу не значат ровным счетом
ничего - ни для него самого, ни для всех остальных. Hо вот что действительно
важно: Мастер Терион нашел необходимую символическую форму; истина это или
ложь, но она помогает ему развернуться в более выгодном направлении. Quantum
nobis prodest hec fabula Christi! Все Эзоповы басни - явная ложь, но это не
умаляет их ценности для рода человеческого.
Таким образом, вся Магическая Память сводится здесь к приему, позволяющему
вывести наружу свою внутреннюю мудрость. Hо это вовсе не значит, что в ней
стоит сомневаться (разве что уж в самых крайних случаях!). Самое сильное
доказательство истинности любой научной гипотезы состоит в том, что ее
предсказания подтверждаются объективными фактами. Hо ведь известно, что все
объективное при необходимости всегда может быть выражено в субъективных
символах; выражать же субъективное через объективное - явная бессмыслица.
Как бы мы ни объясняли то или иное свидетельство, его