Алистер Кроули

Магия в теории и на практике

пьесы -но в рамках этих законов он сохраняет здравый рассудок и соблюдает логику образа. Известно, что пьяный актер едва ли сыграет пьяного, а безумец - безумца. И священное безумие мага тоже требует недюжинного здравомыслия, иначе он рискует перейти ту тонкую грань, которая отделяет его от обычного психопата или шизофреника. Тот, кто не в силах этого понять, не поймет в работах Кроули ровным счетом ничего. И примерам такого непонимания несть числа - возьмите хотя бы современный сатанизм и родственные ему учения.

РИТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Ритуал Алистера Кроули также строится по законам театрального действа, и недаром он признает драматизированный ритуал наиболее действенным из всех. С другой стороны, его структура напоминает алхимический процесс: многочисленные и долгие очищения, освящения и посвящения материала, каковым является сам маг и его орудия, завершаются кульминационным пунктом - трансмутацией мага в божество, которое изрекает его Желание как свое. Правила ритуала распространяются и на всю жизненную карьеру мага, которую Кроули называет Великим Деланием. Таким образом, весь магический процесс -алхимия духа; но это алхимия, не отличающая золота от грязи. Ибо Кроули не признает никаких моральных критериев для ориентиров, к которым обращается маг, и для оценки действий самого мага. Единственным критерием, как уже говорилось выше, является желание, которое, в конечном итоге, служит выражением предназначения мага. Таким образом, у каждого алхимика должно быть свое понятие о том, что является золотом для него лично. Неважно, какова цель мага - лишь бы эта цель была желаема и достигнута. Кроули весьма проникновенно пишет о том, какие несчастья навлекло на него следование собственному Желанию, но, в действительности, он сожалеет об одном: о том, что Желание исполняется слишком медленно. С другой стороны, одним из признаков близящегося исполнения Желания он считает первую мировую войну; очевидно, он был того же мнения и о второй мировой. Ведь его Желание заключается в коренном переустройстве всего человеческого общества соответственно заповеди делай, что ты желаешь.

ЭОН ГОРА

Кроули называет такое состояние мира Эоном Гора и намекает, что это и есть то царство Антихриста, о котором говорится в Евангелии. Впрочем, не он один считает, что царство Антихриста не за горами. Об этом говорят многие: одни столь же прямо, (в частности, известный эсхатолог Серафим Роуз), другие завуалировано (ср. Третий Завет С.М.Муна и Бориса Муравьева, «Эпоху Водолея, Нью-Эйдж и проч.). И в самом деле, большие перемены уже висят в воздухе. Каждому современному эзотерику ясно, что род человеческий вступает (или уже вступил) в период кризиса, за которым последует либо его полная гибель, либо полное преображение.

Кроули уверен, что человечество должно преобразиться - точно к же, как преображается маг, переходя на новую ступень своего эзотерического развития. Но он - один из немногих авторов, обративших внимание на то, что результаты такого преображения могут быть весьма неожиданными и даже весьма неприятными, поскольку наши кидания и критерии оценки обусловлены ложными представлениями, отжившей эпохе. Вот почему он твердит о том, что

маг, желающий родиться заново, должен пережить полный распад своей прежней личности; вот почему он неустанно трудится над разрушением всех и всяческих представлений - как о том, что должно быть, так и о том, что есть. Всякое представление - не более чем гипотеза, принятая для удобства работы. К несчастью, большинство людей все-таки склонно цепляться за свои представлении и настаивать на разграничении между истиной и ложью, В результате одни считают Кроули пророком новых истин, другие же упрекают его в том, что он почти все время лжет.

ЛОЖЬ В ТВОРЧЕСТВЕ КРОУЛИ

И действительно, Кроули постоянно лжет, абсолютно не скрывая этого. Недаром одна из его лучших работ называется Книгой лжи, и в предисловии к ней напоминается о том, что всякая изреченная мысль есть ложь. Кроули не принадлежит к тем авторам, которые требуют от читателя веры: все, что ему нужно - это соучастие в его импровизации, совершаемой прямо на глазах у читателя. Но не всякий способен к такому соучастию: одним нужны поучения, другим - развлечения, третьим -колыбельная песня для сладкого (или страшного) сна.

Поэтому, когда Кроули говорит, что его книга предназначена для всех - не верьте ему. Его книга - далеко не для всех. И уж, во всяком случае, не для дураков, коих столь тщательно разводят в современном мире.

Дураки всего мира считают Кроули Главным Сатанистом. За это его