Алистер Кроули

Магия в теории и на практике

дракон - одно из названий алхимического вещества, возникающего в

результате путрефакции (т.е. гниения) исходного продукта. Утверждая, что чистое

и совершенное золото возникает из черного дракона, Кроули несколько упрощает

реальную картину алхимического процесса: на самом деле путрефакция является

начальной стадией чрезвычайно длительного и трудоемкого делания, требующего

многих лет неустанной работы.

Единожды-рожденные (once-born) религии, согласно классификации У.Джемса,

- это индуизм, буддизм и их производные, утверждающие, что человеческая душа,

единожды родившись на свет, никогда не умирает, но всякий раз возрождается

в новом теле. Дважды-рожденные (twice-born) религии: иудаизм, ислам и

христианство, где считается, что душа умершего не воплощается в новое тело,

но возрождается в новом качестве на небесах или в преисподней.

Здесь следует понять, что формула IAO - это формула Тиферет, то есть связующее

звено между Верхом и Hизом, каковое представляет собой данная Сефира (см.

также прим. к гл.I).

Сознание Руах (евр. руах - ветер, дыхание, дух) - духовное сознание

человека.

Парцифаль - герой средневековых рыцарских романов и одноименной оперы Вагнера,

сюжет которой прочно вошел в мифологию оккультизма. В изложении Вагнера

легенда о Парцифале превратилась в аллегорическую историю Посвящения. Hаивный

молодой рыцарь Парцифаль, не знающий ни своего происхождения, ни своего

настоящего имени, прибывает в замок короля Амфортаса, где хранится Святой

Грааль - чаша, в которую св. Иосиф Аримафейский некогда собрал кровь Христа.

Когда-то здесь хранилось и копье, которым был ранен Христос; но его похитил

волшебник Клингзор и нанес Амфортасу рану, которая не заживает и по сей день.

Клингзор превратил пустынную местность вокруг замка в райский сад, где живут

прекрасные феи; и ни один рыцарь с тех пор не может добраться до замка, ибо

неизбежно соблазняется их красотой и навсегда остается в саду. Парцифаль

проник в замок только благодаря своей наивности и чистоте, однако он ведет

себя невежливо, не может поддержать разговор и, наконец, убивает лебедя,

которым любовались все рыцари. После этого его изгоняют из замка. Однако

Клингзор знает, что именно Парцифалю суждено разрушить все его чары. Он

посылает к молодому рыцарю волшебницу Кундри, которая когда-то помогла ему

обмануть Амфортаса. Парцифалю удается устоять против эротических соблазнов

волшебницы, и копье, брошенное Клингзором, повисает у него над головой. Взяв

это копье, Парцифаль одним крестным знамением разрушает весь райский сад и

оказывается в пустыне; и лишь после долгих скитаний он находит замок

Амфортаса и исцеляет короля, прикоснувшись копьем к незаживающей ране.

Монсальват (или Мунсальвеш) - родина Парцифаля.

Дитя в Яйце на Лотосе - Харпократ, рожденный Исидой.

Дифуэс - см. Комментарий к гл.IV

Бафомет - идол, которому, согласно протоколам Инквизиции, поклонялись

тамплиеры. По некоторым описаниям, представлял собой изображение двуполого

человекообразного существа с козлиной головой.

Иота-Альфа-Дигамма - архаичное греч. написание I.A.О.

Партеногенез - однополое размножение.

Жестокая Мать - архетипический символ грозной силы женского начала,

воплощенный в образах страстных и жестоких богинь языческого мира

(Геры, Кибелы, Кали и др.).

Йони - индусский символ вагины как порождающего начала.

Кундри - демоническая соблазнительница из оперы Вагнера Парцифаль. В первом

действии появляется в облике уродливой нищенки, добровольно прислуживающей

рыцарям; затем становится прекрасной феей и наконец, когда Парцифаль разрушил

все чары Клингзора, снова превращается в нищенку.

Арминда (правильнее Армина) - прекрасная сарацинка из Освобожденного

Иерусалима Торкватто Тассо, возлюбленная рыцаря Ринальдо, из-за которой он

покинул своих товарищей; Иокаста - мать Эдипа, ставшая впоследствии его женой;

Цирцея (или Кирка) - волшебница, превращавшая мужчин в свиней.

Dienen, dienen (нем., Служить, служить).

..когда на самом деле она овладевает им, исцелив его отца (Амфортас), отомстив

за него (Осирис) или умиротворив его (Иегова) - в первом примере речь идет о

волшебнице Кундри (см. выше): вылечив короля Титуреля, она соблазнила его сына

Амфортаса и таким образом помогла Клингзору украсть чудесное копье Лонгина.

История об Осирисе и Исиде подробно разобрана в Комментарии к Гл.I.; здесь

следует добавить, что после своего воскресения Осирис отказался жить на земле

и стал богом