ни делается
- к лучшему. Его можно услышать повсюду; в итоге же оно сводится к
тому, что выживать должен наиболее приспособленный.
[**] Идеальный метод подобной картографии приведен в Книге 913 (Equinox,
VII). См. также Книгу CXI (Алеф).
--------------------------------------------------------------------------
С другой стороны, данная особенность Природы Ритуала может, в частности,
привести практикующего к ощущению незначительности Жизни и Смерти отдельных
личностей и целых народов, столь характерному для Природы в целом. Такой
человек, пожалуй, окажется более склонным к восприятию первой благородной
истины Будды: Все Вокруг есть страдание. Природа покажется ему сплошной
трагедией, и он погрузится в великий транс, имя которому Страдание. В этом
случае ему следует поискать Божество, отражающее данный Цикл, но все же
радостное по своей сути. То, что ему требуется, он найдет в Дионисе.
Существует три основных метода воззвания к Божеству.
Первый метод - беззаветная вера в данное Божество. Этот метод имеет
преимущественно мистический характер, а посему мы не станем обсуждать его
здесь, тем более что подробное руководство, посвященное ему, читатель найдет
в Liber 175 (См. Приложения).
Второй метод - прямое церемониальное воззвание, традиционно применявшееся
в средние века. Его преимущество - прямота; его недостаток - грубость.
Goetia содержит в себе ясные руководства к ритуалам этого метода и многим
другим - как белым, так и черным. Мы посвящаем ему еще несколько строк, дабы
читатель мог составить ясное представление об этом Искусстве. Для примера
возьмем процедуру воззвания к Вакху. В общих чертах она будет выглядеть так.
Сперва мы обнаруживаем, что природа Вакха выражается символикой Тиферет.
Далее мы должны построить один из Ритуалов Тиферет. Откроем Liber 777: в
шестой строке каждого столбца мы найдем различные элементы необходимого нам
аппарата. Должным образом расположив эти элементы, мы должны затем привести
свой дух в возвышенное состояние, повторяя молитвы или заклинания к высшей
концепции данного Бога, пока Он не явится перед нами - в том или ином смысле
этого слова - и не наполнит наше сознание светом Своей божественности.
Третий Метод - Метод Драматический, и, пожалуй, самый привлекательный из
всех - в особенности для артистических натур, ибо через эстетическое чувство
он обращается к нашему воображению.
Hедостаток Драматического Ритуала заключается в том, что его трудно выполнять
в одиночку. Однако он освящен Высокой Античностью и, очевидно, наиболее
пригоден для основания религий. Этот метод использует католическая церковь,
инсценирующая легенду о своем Боге. Великолепный пример подобного ритуала
дают нам Вакханки Еврипида; столь же замечательным, но менее великолепным
примером служит христианская месса. Здесь же можно упомянуть и многие
степени франк-масонства, в частности, третью. Церемония 5 Степени = 6 квадрат,
опубликованная в третьем выпуске Равноденствия - еще один пример такого
ритуала.
В ритуале, посвященном Вакху, мы должны сперва упомянуть его рождение от
смертной матери, зачавшей свое сокровище от Вселенского Отца; ненависть и
ревность, которую навлекло на себя это воплощение Диониса; и небесное
покровительство, оказанное ему в младенчестве. Далее мы должны вспомнить
о том, как, оседлав осла, он отправился на запад. И вот мы приблизились к
великой сцене этой драмы. Благородный и изысканный юноша со своей свитой
(состоящей главным образом из женщин) выглядит угрозой установленному
порядку вещей, и Установленный Порядок принимает меры, чтобы прекратить его
восхождение. Мы видим, как он сражается со злобным Царем и побеждает его -
не силой, но кротостью. Его голова увенчана виноградной лозой. Эти широкие
листья, ниспадающие на лоб, делают его женоподобным? Быть может; но под
листьями скрываются рога. Царь Пенфей, воплощение важности и порядочности
[*], становится жертвой собственной гордыни. Он приходит в горы и разгоняет
женщин, которые следуют за Вакхом; самого же юношу заковывает в цепи и
подвергает осмеянию и бичеванию. Hо Вакх лишь улыбается ему в ответ; а
его женщины, охваченные священным безумием, разрывают царя на куски.
Впрочем, столь подробные рассказы здесь, пожалуй, ни к чему: эта история
превосходно и проницательно изложена Уолтером Пейтером. Hе стоит также и
вдаваться в аналогии межцу сюжетом этой легенды и жизнью Природы: ее
безумием, щедростью, опьяненностью,