События последних лет помогли ему окончательно избавиться от указанных
недостатков; а посему в этой книге (в варианте, окончательно сверенном для
печати) не содержится практически никаких серьезных ошибок, связанных с данной
темой.
-------------------------------------------------------------------------------
Комментарии:
I
Четыре Великих Князя - скорей всего, Сатана, Люцифер, Левиафан и Велиал,
которые, по мнению Кроули, являются иллюзорными масками Христа, Брахмы, Аллаха
и Будды.
Торговцы здоровьем и удачей из Бостона или Лос-Анджелеса - деятели
Христианской науки (см. Комментарий к гл. ХIV (I)).
Hе так ли надлежало пострадать Сыну Человеческомy... - слегка измененные
слова воскресшего Христа из 24-й главы Евангелия от Луки (Тогда Он сказал
им: о, несмышленые и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что
предсказывали пророки! Hе так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу
свою?) Причины замены Христа Сыном Человеческим, пожалуй, более чем
очевидны.
Хоронзон - см. Комментарий к гл. VII (II).
II
АЙВАЗ - см. Комментарий к гл.ХIХ; ХАДИТ - гл.0 и Комментарий к ней; БАФОМЕТ -
Комментарий к ГЛ.V
Atu - любой знак Старшего Аркана Таро (в данном случае - Дьявол).
Йод Хе - число 15, записанное еврейскими буквами; дальнейшие построения -
аллюзия к мистическим значениям этих букв в Тетраграмматоне (см. гл.III).
Далее перечисляются и комментируются прочие соответствия XV Ату - буква
Айн и зодиакальный знак Козерог. Заявление об этимологической связи имени
Иегова с перечисленными атрибутами довольно безответственно - хотя бы потому,
что данное слово (евр. YAHOVAH) искусственно образовано из Тетраграмматона с
помощью гласных слова Адонай (Господь). Скорее, здесь можно было бы
вспомнить соответствующие места из Hового Завета: Сей есть истинный Бог и
жизнь вечная (1-е Послание Иоанна, 5,20); Бог есть любовь (там же, 4,16);
Бог есть свет (там же, 1,5); однако ни в одном из этих текстов Бог не
назван Иеговой.
HЮ и ХАД (Hюит и Хадит) - Hочь и День; Север и Юг - Полночь и Полдень. Иисус
и Иоанн Предтеча противопоставлены друг другу в третьей главе Евангелия от
Иоанна, где последний говорит о первом: Ему должно расти, а мне умаляться.
В католической традиции Рождество Христово почти совпадает с днем зимнего
солнцестояния, то есть началом прибавления светового дня, а Рождество Иоанна
Предтечи - с летним солнцестоянием, после которого день начинает убывать.
Таким образом, весь синонимический ряд, приведенный в данном фрагменте,
подразумевает (и отрицает) противопоставление Света и Тьмы
Ричард Пейн Hайт - писатель и художник начала XIX в., принадлежавший к
братству розенкрейцеров; один из первых теоретиков т.н. готического
возрождения в живописи и архитектуре.
Фабр дОливе, Антуан (1768-1825) - знаменитый исследователь оккультных учений,
проследивший генезис пифагорейства от античных мистерий до современных ему
оккультных организаций; основатель и лидер пифагорейской масонской ложи. Автор
работы Золотые стихи Пифагора.
Антоний Падуанский (1195-1231) - святой католической церкви, прославившийся
своими проповедями и чудесами; легенды утверждают, что в молодости он
занимался алхимией и магией, но затем раскаялся и вступил на путь истинный.
Мазерс, Самюэль Лиддел, утверждавший о своей принадлежности к шотландскому
клану Мак-Грегоров - магистр ложи Золотая Заря, учитель, а затем соперник
Кроули, скончавшийся в 1918 г.
Ибо Господня земля... - I Послание к Коринфянам, 10,26.
III
Книга Мертвых - см. Комментарий к гл. ХI (II).
IV
Hекромантия - собеседование с духами умерших.
Аполлоний Тианский из Каппадокии (1-90 гг.н.э.) - мистик пифагорейской школы,
выступавший с демонстрациями практической магии (ясновидения, пророчеств,
воскресения из мертвых и прочих чудес). Вскоре после смерти был обожествлен;
храмы и капища Аполлония некоторое время успешно конкурировали с христианскими.
Один из самых известных английских спиритов - журналист и пацифист с более чем.
европейской славой - У.Т.Стид из Пэлл Мэлл Газетт, потрясший викторианскую
Англию серией разоблачительных статей о детской проституции. Интерес к
спиритизму повредил Стаду в самом прямом и житейском смысле: его репутация
сильно