трактатам несть числа. Почти все они полностью или частично
непонятны. Все они, начиная от еврейского Аш Мецареф и заканчивая Колесницей
Антимониума, намеренно затемнены различными иератическими загадками, ибо все
алхимики боялись как преследований со стороны властей, так и профанации
секретов своей силы. И - что еще более неприятно - эти опасения побуждали
некоторых авторов делать намеренно ложные утверждения, чтобы запутать
недостойных искателей.
Мы не предлагаем обсуждать основные алхимические процессы. Большинство
читателей уже знает, что основной целью алхимиков были Философский Камень,
Лекарство Металлов и всевозможные настойки и эликсиры, обладающие различными
свойствами - в частности, средства для лечения болезней, продления жизни,
улучшения человеческих способностей, совершенствования человеческой природы
во всех отношениях, приобретения магических сил и трансмутации некоторых
веществ, особенно металлов, в более ценные.
Данная тема еще больше осложняется тем фактом, что многие алхимические авторы
были беззастенчивыми шарлатанами. е зная основных элементов искусства, они
занимались грубым плагиатом, и эти мошеннические трюки приносили им большой
доход. Они извлекали выгоду из всеобщего неведения и умело пользовались
таинственностью, свойственной алхимии,- точно так же, как поступают некоторые
современные оккультисты. Hо вот что несомненно: все серьезные авторы (писавшие
о столь различных предметах, что современные аналитики никак не могут
установить истинной сути хотя бы одного из алхимических процессов) единодушно
признавали одну и ту же теорию, на которой были основаны все их практические
занятия. С первого взгляда может показаться, что мнения всех алхимиков о
Первовеществе Делания абсолютно различны. Они описывают его с помощью
исключительно разнообразных и невразумительных символов, и это не дает нам
никакого повода предположить, что все они говорят об одном и том же предмете.
То же самое можно сказать и о любом реагенте или процессе, а также о конечном
продукте или продуктах данных процессов. Однако, наряду с этим разнообразием,
мы можем обнаружить и некое скрытое единство. Все алхимики начинают с некоего
естественного вещества, которое, согласно их описаниям, существует повсюду и,
как правило, не имеет никакой ценности. Далее каждый алхимик берет это вещество
и подвергает его серии операций. В результате он получает свой продукт; и этот
продукт, как бы он ни был назван или описан, представляет собой вещество,
представляющее собой истину или совершенство изначального Первовещества, и
неизменно обладает качествами, присущими скорее живому существу, чем
неодушевленной субстанции. Короче говоря, алхимик должен взять нечто мертвое,
нечистое, не имеющее ни ценности, ни силы, и преобразовать его в нечто живое,
активное, бесценное и магическое.
Читатель этой книги, очевидно, усмотрит здесь поразительную аналогию с тем,
что мы уже говорили о процессах Магии. Возьмем, к примеру, наше определение
посвящения. Первовеществом здесь является человек - недолговечный паразит,
который родится на поверхности земли, копошится на своем пятачке, а затем
возвращается в прах, откуда он и возник. Процесс посвящения состоит в том,
чтобы удалить из него все нечистое и обнаружить в нем истинное я -
бессмертное разумное существо, для которого материальная оболочка служит всего
лишь средством проявления. Та же самая формула применима и для изготовления
талисмана. Маг берет идею, очищает ее, и затем усиливает ее, призывая к
ней вдохновение своей души. И это уже не закорючки, нацарапанные на овечьей
шкуре, но слово Истины - бессмертное и обладающее властью убеждения во всей
сфере своего смысла. Сходную природу имеет и вызывание духа. Заклинатель берет
мертвую материю, сродную с существом, которое он желает вызвать. Он изгоняет
оттуда всякую нечистоту, ограждает ее от контактов со всем нечистым, и,
наконец, дает жизнь этой материи, вливая в нее свою душу. Еще раз повторим,
что здесь нет никакого волшебства. Так Рембрандт ван Рейн брал холсты,
минеральные соли и прочее сырье, изгонял из них нечистоту и посвящал их своей
работе, подготавливая грунт, кисти и краски. Сделав это, он превращал данные
предметы в отпечаток собственной души; из этих бессмысленных и ничего не
стоящих творений земли он создавал живых и сильных существ, дышащих истиной
и красотой. И каждый, кто пришел к ясному пониманию природы, ничуть не
удивится, что все эти формулы,