диаграммы, широко применявшиеся в даосской практике. В современной литературе их нередко называют китайскими «магическими квадратами».
49) «Волшебные числа железной доски» — особая таблица, применявшаяся в гадательной практике китайцев. Эта таблица указывала соответствия гексаграмм «Книги Перемен» различным отрезкам времени — часам суток, числам месяца, месяцам года и т. д. В основе таблицы лежали гадательные схемы, разработанные ученым XI века Шао Канцзе.
50) Династия Цинь правила Китаем в конце III века до н, э., династия Хань — с рубежа И века до н. э. до II века н. э,
51) Гуань Инь-цзы — но преданию, начальник пограничной заставы, через которую Лао-цзы покинул Китай, отправляясь в Западные страны. Именно ему преподнес Лао-цзы свою книгу «Дао-Дэ шин». Имеется также позднейшее даосское сочинение, приписываемое Гуань Инь-цзы.
52) Люй Дунбинъ — см. прим. 20.
53) Определение «посленебесный» относится в данном случае к миру явленных форм, то есть миру «вторичному», объективированному.
54) Чжан Даолин — даосский проповедник II века, ему приписывают авторство известной даосской книги «Тайпин цзин». Сунь Сымяо — известный врачеватель и даосский учитель VII века. Ду Гуантин —даосский наставник, живший в X веке.
55) Книга «Великое Учение» («Да сюэ») — один из главных канонов позднейшего конфуцианства. Первоначально входила в состав древнего конфуцианского канона «Записки о ритуале».
56) Сунь Ятсен — вождь революционного движения в Китае в первой четверти XX века, создатель партии Гоминьдан,
57) Мэн-цзы — древний конфуцианский философ, живший в IV—III веках до н. э.
58) Хань Юй — известный ученый-конфуцианец, живший к начале IX века. В данном случае цитируется его сочинение «Речь об учителях».
59) Ши Цзигуан — полководец XVI века, автор классического трактата о военном искусстве. Известен успешной борьбой против японских пиратов, грабивших китайское побережье.
60) Здесь цитируется популярная буддийская сентенция.
61) Великая Колесница — буддийский термин, обозначающий высшую истину.
62) Красная пыль — пришедшее из буддийской литературы аллегорическое обозначение материального мира. Впрочем, и у Лао-цзы мы находим наставление «соединиться со своей пылью».
63) Эпоха Южных династии в истории Китая приходится на V—VI века.
64) Цитата из «Чжуан-цзы», глава II,
65) Цитата из «Дао-Дэ шина», глава IV,
66) Колесо Дхармы — название мирового круговорота в буддизме.
67) «Пять разбойников» — аллегорическое название пяти органов чувств, смущающих внутренний покои духа.
68) Как явствует из этого описания, понятие «дэ» в даосской литературе имеет очень мало общего с выполнением общепринятых норм морали. В сущности, дэ в даосизме обозначает полноту свойств, внутреннее совершенство вещей. Такая полнота бытия может иметь только символическое выражение, поэтому добродетель-дэ в китайской традиции есть тайна, реальность откровения.
69) Цитата из «Дао-Дэ цзина», глава XXXVIII.
70) Цитата из Дао-Дэ цзина», глава XLIX.
71) Так расширительно в данном случае толкуется уже упоминавшийся выше термин фан чжун шу, который переводится обычно как «искусство брачных покоев». Между тем данный термин может быть истолкован и как «искусство жизни в доме».
72) «Техника женского эликсира» — методика даосского совершенствования, разработанная с учетом особенностей
женского организма и психики. Упоминания об этой традиции в литературе восходят по крайней мере к III веку..
73) Лэй Фэн — один из героев официальной пропаганды в КНР, ставший олицетворением преданности власти и бескорыстного служения обществу.
74) «Управление энергией» — перевод уже привившегося в нашей литературе китайского термина цигун.
75) Под «подлинной энергией» (чжэнь ци в даосизме понимается «прежденебесная», или врожденная энергия человека. Она может также пополняться за счет внешних источников. В даосской литературе она именуется «основой жизни».
76) В китайском тексте три упомянутых вида энергии обозначаются различными, хотя и родственными по смыслу иероглифами. Определения «природная», «семенная» и «пустотная» энергия являются в известной мере условными.
77) В начале XVII века предводитель маньчжурских племен Нурхаци вел непрерывные войны с династией Мин, правившей тогда Китаем.
78) Бодхисаттва (санскр, «Просветленное существо») — буддийский святой, помогающий людям достичь нирваны.
79) О «женском эликсире» см. примеч. 72.
80) Сунь Буэр — известная даосская