"неодушевленной" природе. Кроме того, число семь, говорят
они, имеет все совершенства единицы - числа чисел. Ибо, как абсолютное
единство не связано и неделимо, следовательно, не имеет и числа, и ни
одно число не может воспроизвести его, так же точно и число семь, ни
одна единица, заключающаяся внутри Декады, не может породить или
воспроизвести его. И именно четыре дает арифметическое деление между
единицей и семью, ибо оно превосходит первую тем же числом [три], так
же как оно само превышается семью, ибо четыре на столько же чисел
превышает единицу, на сколько семь превышает четыре."
Как всегда емкую и полную характеристику числа со всеми его атрибутами
дает X. Э. Керлот:
"СЕМЬ символизирует совершенный порядок, полный период или цикл.
Заключает в себе союз троичности и четверичности и поэтому наделено
исключительной ценностью. Оно соответствует семи направлениям
пространства (т. е. шести существующим измерениям плюс центр),
семиконечной звезде, примирению квадрата с треугольником посредством
наложения последнего на предыдущий (как небо на землю) или путем
вписывания одного в другой. Это число образует базовую серию для
музыкальных нот, спектральной шкалы и планетарных сфер, как и для
богов, соответствующих им; а также для главных добродетелей и
противоположных им смертных грехов. Оно также соответствует кресту с
его тремя измерениями, и в заключение, это символ страдания."
Практически все авторы (Генон, Блаватская, Э. Леви), писавшие о числе
7 указывают на его связь с процессом проявления. Об этом же говорит
Мэнли Холл:
"Число 3 (дух, ум, душа) снисходит в 4 (мир), и результатом является
сумма 7, или мистическая природа человека, состоящая из тройного
духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Они
символизированы в кубе, который имеет шесть граней и таинственную
седьмую точку внутри. Шесть граней - это направления: север: запад,
юг, восток, верх, низ, или же земля, воздух, огонь, вода, дух и
материя. В середине всего стоит 1, которая представляет фигуру
стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид.
Отсюда происходит великая оккультная аксиома: "Центр есть отец всех
направлений, измерений и расстояний"."
Семерку считали девственным числом, поскольку, как писал
древнеармянский философ Давид Анахт, в отличие от других чисел "семь
не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается
каким-нибудь числом". Потому семерка представляет собой сокровенный
центр шестиугольника или шестиконечной звезды, который как бы не
касается ни одного из шести углов, поскольку принадлежит иному
пространству и иной реальности. Именно по этой причине такой центр
является средоточием мистической силы. Оккультисты утверждают, что
"седьмой ключ есть иероглиф священной семеричности, царской власти,
жречества (Посвященного), восторжествования и истинного достижения
путем борьбы. Это магическая власть во всей ее силе, истинное "Святое
Царство"".
Керлот описывает также не только число, но и сам принцип семеричности,
лежащий в основании числа семь: "Это есть некий порядок составления
(композиции) семи элементов. В конечном счете семеричность основана на
семи направлениях пространства: два противоположных направления для
каждого измерения плюс центр. Этот особый порядок из шести подвижных и
одного неподвижного элементов проецируется на неделю как модель
семеричности во временном протяжении. "Три" во многих культурах
является числом, относящимся к небу (небесам) (т. к. это число
образует вертикальный порядок трехмерного пространственного креста), и
число четыре ассоциируется, с землей (по причине четырех сторон двух
горизонтальных направлений, сравнимых с основными пунктами.
Следовательно, семь - это число, выражающее сумму небес и земли (как
двенадцать есть выражение умножения их качеств). В религии
семеричность выражается или подразумевается в триадах (таких, как три
теологических добродетели) плюс четыре основных добродетели, а также в
семеричности основных грехов. В традиционной теории символов
семеричность рассматривается как производная или аналогичная духовным
принципам семи планет или древним мифологическим божеством. На небесах
"семь" приобретает особый смысловой оттенок в образовании созвездия
Плеяд - дочерей Атласа (шесть из которых видимы, а одна невидима).
Число семь с его характерным синтетическим качеством рассматривается
как символ