есть равновесие, а
гексада есть равновесное число; "мир", потому что мир, подобно
гексаде, часто видится состоящим из гармонизированных противоречий;
"вседостаточность", потому что ее частей достаточно для всеобщности
(3+2+1=6); "неутомимость", потому что она содержит элементы
бессмертия."
На Востоке шестерка обычно представляет в качестве универсального
символа пространств: "Крест Пространства Буддхи" вмещает в себя четыре
стороны Света и два боковых ответвления - плюс Зенит (вверх) и Надир
(вниз). Блаватская указывала на мистическую связь, существующую между
шестеркой и свастикой - символом, присутствующим в самых различных
культурах и традициях:
"Мало мировых символов, которые были бы так насыщены истинным
Оккультным значением, как Свастика. Она символизируется цифрою 6.
Подобно этой цифре, в своем конкретном представлении она указывает,
так же как и идеограф числа, на Зенит и на Надир, на Север, Юг, Запад
и Восток; всюду встречается единица и единица эта отражается во всех и
в каждой единице. Это есть эмблема деятельности Фохата, постоянного
вращения "Колес" и четырех Стихий, "Священных Четырех" в их
мистическом, а не только в одном их космическом значении; далее ее
четыре руки, согнутые под прямым углом, тесно связаны, как это
показано в ином месте, с весами Пифагора и Гермеса. Посвященный в
тайны значения Свастики, говорят Комментарии, "может начертать на ней,
с математической точностью, эволюцию Космоса и весь период Сандхья"."
Интересную интерпретацию смысла шестерки, воплощенного в символе
шестиконечной звезды дает современный исследователь проблемы чисел
А.0льгин: "...Восходящий треугольник - треугольник Иисуса -
символизирует эволютивный процесс нашего Искупления. В этом случае
нисходящий треугольник - треугольник Марии - элемент инволютивного
процесса Воплощения. Stauros показывает, что Искупление - цель, а
Воплощение - средство". Х.Э.Керлот дает несколько иной взгляд на
природу шестерки и на ее атрибуты:
"ШЕСТЬ, символизируя амбивалентность и равновесие, заключает в себе
союз двух треугольников (огня и воды) и тем самым означает
человеческую душу. Древние греки рассматривали его в качестве символа
гермафродита. Оно соответствует шести направлениям пространства (по
два на каждое измерение) и прекращению движения (т. к. для Творения
понадобилось шесть дней). Отсюда оно ассоциируется с испытанием и
усилием. Было также установлено его отношение к девственности и
весам".
Число 6 выступает также как иллюстрация закона аналогий, формулой
которого является знаменитый тезис Гермеса Трисмегиста: "Как наверху,
так и внизу". Оно представляет собой яркое отражение принципа подобия
низшего высшему и наоборот. Вложенность друг в друга двух
треугольников символизирует собой принцип космического единения.
Именно по этой причине Пифагор связывал число 6 с планетой Венера.
Рагон писал на сей счет: "Сочетание двух полов и разделение материи по
троичностям необходимы для развития зарождающей мощи, этого
плодородного свойства и стремления к размножению, врожденному во всех
телах.
Итальянский мистик Мальфати де Монтереджио писал о природе шестерки:
"Число шесть, как заключающее второй тернер (Вишну - время), заключает
в себя число пять, со всеми его символическими значениями, как шесть,
как замкнутое пять, как замкнутый эллипс. Так как шесть состоит из
трижды двух и дважды трех, то в нем осуществляется полностью не только
безотносительный идеал и безотносительная реальность, как таковые, как
дух мира, заключенный в яйце мира, в том смысле, как это понимали
древние, но также идею развития из самого себя, идею относительности
пола, в третьей степени двух - восьми; и этот самый пол в третьем
тернере выражается бесконечной индивидуальностью."
О сакральном смысле шестерки высказывалось множество оккультистов и
эзотериков - Фабр д "Оливье, подробно разбиравший смысл шестой Сефиры
и буквы еврейского алфавита, Сен-Мартен и, наконец, Яков Беме:
"Шестое качество выраженной воли есть звук, делающий ее понятной, как
Слово; Оно зарождается одновременно в двух огненных центрах...
В этом шестом качестве находятся священные имена, божественные силы
действующего единства; они находятся одновременно в двух огненных
центрах...
Здесь в особенности находится чудотворный Тетраграмматон - центр
всемирных деяний Божиих, которые действуют в обоих