так и индивидуализированные
части вселенной (разумеется по отношению к тем частям, из которых они
состоят). Интересно, что от греческого слова "Монада" произошло слово
"Монастырь", столь важное для русской духовной традиции. В отличие от
монады единое, определяемое как вершина многого, по словам Мэнли Холла
"используется для обозначения суммы частей, рассматриваемой как
единичное, в то время как единое есть термин, приложимый к каждой из
его частей, составляющих целое".
Отсюда возникают пифагорейские определения числа как "расширения и
энергии сперматических оснований, содержащихся в монаде" и "первого
образца, использованного Демиургом при сотворении вселенной".
Числа подразделялись пифагорейцами на два вида: четные и нечетные.
Четность и нечетность понимались как признаки, относящиеся к делимости
и женскому и мужскому началу. Любое четное число всегда можно
разделить на две четные или нечетные части, которые будут равными.
Любое нечетное никогда нельзя разделить на две равные части - при
любом делении одна часть всегда будет четной, а другая нечетной.
Поскольку свойству деления метафорически соответствует свойство
проявления, то делимость нечетных чисел никогда не предполагала
раздробление самой основы чисел - Единицы, которая считалась абсолютно
определенным числом и отождествлялась с мужским началом. Напротив,
четные числа, начиная с Двойки, относились к женскому и
неопределенному началу, и их деление не затрагивает саму Единицу. На
это справедливо указывал исследователь символизма чисел А.Г. Дугин:
"Первый ряд начинается с числа 1, которое символизирует Чистое Бытие
(CAT, Брахма Сагуна или "Дао-сИменем"). Это синоним внутрибытийной
Всевозможности. Из числа 1 происходят все числа, так как все числа
суть Единица, взятая некоторое количество раз. Метафизическое
возникновение чисел из 1 (и уже первого из этих чисел, числа 2) никоим
образом не является дроблением самой Единицы или делением на 2 и более
частей. 1 (Единица) - это полнота бытийной Возможности, и будучи
Возможностью: она всегда сохраняется равной самой себе, тогда как
Действительность, ею порождаемая, ничто не отнимает от ее полноты и
никоим образом ее не делит. Двойственность и последующая
множественность есть не что иное, как "оптическая иллюзия" при взгляде
на одну и ту же Единицу, и поэтому при происхождении чисел
осуществляется деление не самой Единицы, но ее образа, и в конечном
счете, ее призрака, ее химеры. Поэтому 2 метафизически не равно 1+1, а
равно тому же реальному 1 (одному) + его отрицанию, фиктивно
полагающему еще что-то там, где нет ничего. Поэтому 2 рассматривается
в Традиции как число негативное, и в книге Бытия, и в Библии, на
Второй День Творения сакральная фраза "И увидел Бог, что это хорошо"
опущена. В Библии вообще всякий сюжет, связанный с удвоением, -
творение Евы (создание перво-пары людей), два первых сына Адама и Евы,
Каин и Авель и т.д. - обязательно сопровождается негативными событиями
- грехопадением, первым в сакральной истории убийством и т. д. Это
негативное отношение к числу 2 наличествует и во всех остальных
традициях, что метафизически вполне понятно."
О негативном отношении пифагорейцев к четным числам и двоичности
существует немало свидетельств. Об этом пишет Блаватская:
"Нечетные числа божественны, четные числа являются земными,
дьявольскими и несчастливыми. Пифагорейцы ненавидели Двойку. У них она
являлась началом дифференциации, следовательно противоположений,
дисгармонии или материи, началом зла. В Теогонии Валентина Bythos и
Sige (Глубь, Хаос, Материя, рожденная в Молчании) означали предвечную
Двоячность. Однако, у ранних пифагорейцев Диада была тем несовершенным
состоянием, в которое впало первое проявленное существо, когда оно
отделилось от Монады. Это было той точкой, из которой раздвоились два
пути - добра и зла. Все, что было двулично или ложно, называлось ими
"Двоячностью". Лишь Одно было хорошо и являло гармонию, ибо никакая
дисгармония не может произойти от одного, единого"
Кстати, и Вергилий, знакомый с тайной наукой посвящения, говорил о
том, что: "Нечетное число приятно Богу".
Нечетные числа начинаются с числа три. Что касается Единицы, то
пифагорейцы считали ее андрогинным, то есть совмещающим мужские и
женские атрибуты, числом, поскольку при добавлении его к четному
(отрицательному) числу получается нечетное (положительное)