(энергии теневой основы). Теперь давайте обратимся к реальности духа.
Духовный план
Для ведьм, шаманов и других сторонников анимистического мировоззрения понятие дух относится к жизненной силе, текущей в каждом живом существе. В индуистской философии эту силу называют прана, в полинезийском шаманизме – мана, в даосизме – ци [10]. В каждой из этих философий реальность духа признается невидимой, поддерживающей физический план. Физический и духовный планы, в свою очередь, соединяются с планом ментальным. Источником энергии жизненной силы является божественное. Вселенная – или, как говорят ведьмы. Богиня и Бог; а постоянное, свободное движение этой энергии способствует жизни, здоровью и целостности.
В соответствии с китайской концепцией Дао, равновесие жизненной силы, или ци, приносит здоровье и счастье, а отсутствие такого равновесия вызывает заболевания. В этой философии нет различий между физическим и духовным планами – эти планы представляются просто различными проявлениями одной и той же энергии [11]. Поэтому когда ци (духовный план) не может нормально двигаться из-за эмоций, заблокированных теневой основой (ментальный план), это, в свою очередь, может вызвать избыточное напряжение мышц в физическом плане, делая человека подверженным заболеваниям. Зато работа по стимуляции движения духовной энергии может вызвать изменения в физическом и ментальном планах.
Каждая культура по-разному подходит к вопросу об исследовании духовного плана. В западной мистической традиции – особенно в ведовстве – способами проникновения в реальность духа являются церемония и ритуал.
Я рассматриваю ритуал в качестве намеренного, символического действия или набора действий, несущих в себе духовные принципы и вызванных намерением изменить сознание. Ритуалы нередко связаны с мифами, которые, в свою очередь, сами представляют развитую символическую систему. Фактически, одно из определений ритуала гласит, что ритуал – это «воспроизведение мифа» [12]. Ритуалы предназначены для воздействия на ментальный план при помощи своей духовной символичности. Символы обращаются к ментальному плану, они адресуются к самой глубинной части нашего сознания – к бессознательному. В западной психологии известно, что бессознательное не является вербальной сущностью. Оно общается с телом, используя для этого бессистемные звуки, жесты, болевые ощущения и телодвижения. Кроме того, бессознательное также через наше тело воспринимает окружающий мир: для этого оно использует пять наших физических органов чувств, посредством которых мы передаем и воспринимаем информацию. Разговаривает оно символами снов, при помощи музыки, цвета, жестов и других движений тела [13].
Во многих культурах важной составляющей частью ритуала выступает именно физический план. Это можно проследить на примере ритуалов, использующих собственно тело, его движения и танец [14]. Движение облегчает связь телесных оболочек с бессознательным. При помощи танца и телодвижений выявляется содержание бессознательного. Поэтому магическая ассимиляция включает в себя движения ритуального типа, так что через ритуал и танец вы одновременно достигаете планов духа, разума и тела.
Применение «Сказки о Чайльде Роуленде»
В сказке о Чайльде Роуленде ясно описывается вызов, брошенный теневой основой, а также целительная сила ассимиляции. В этой сказке теневая основа получила имя «короля Страны Эльфов», а сам герой, храбро решившийся встретиться с этой сущностью лицом к лицу, был назван Чайльдом Роулендом. Ко времени путешествия в реальность теневой основы Чайльд Роуленд увидел результаты ее влияния: теневая основа сделала его братьев «мертвыми», подвергла сестру влиянию «чар». Эта сказка уникальна по предоставляемой читателю возможности примерить на себя одновременно роль главного героя повествования в процессе путешествия и остальных участников действия, находящихся в опасности; каждый из нас может оказаться под действием злого колдовства «короля эльфов» – теневой основы, – если не попытается разрешить ситуацию. Оказавшись же под воздействием колдовства короля эльфов, мы лишимся собственной силы. Мы становимся ведомыми тенью, которая уподобляет нас братьям Чайльд Роуленда – делает нас мертвыми духом.
Если вы помните, маска тени возникла из неассимилированного эмоционального события. Во многих случаях причина того, что событие не претерпевает ассимиляции, состоит в его угрожающем характере (оно напоминает короля эльфов, каким его увидел Чайльд Роуленд). Но каким бы поначалу угрожающим ни был в сказке этот злой король, конец повествования