Без автора

Песни птицы Гамаюн

Ахеронте, Прифлегетоне и Стиксе. Можно вспомнить и камень, который в русских сказках и пес- нях находится на пересечении трех дорог, или у огненной речки - Смородины, за которой также лежит царство мертвых. Ничего то вы горы не породили, породили один бел горюч камень, из под камушка течет, течет речка быстрая, по прозванью речка, речка-то Смородин- ка. / Там же, песня 513. / Возможно, этот камень, нередко назы- ваемый бел горюч камнем Алатырем, и есть та скала, упоминаемая Гомером и Аполлонием Родосским, у которой стекались реки Аида. Пе- ревозчик же, перевозящий добра молодца, это, очевидно, старец Ха- рон

Образ этого перевозчика встречается и в сказке Марко Бога- тый и Василий Бесчастный. Само имя богатого купца Марко указывает на место действия сказки. Марко - генуэзское имя, генуэзцы в средние века торговали в Крыму и на Кавказе, строили там города и крепости. Вполне возможно, что имя генуэзского купца заменило в сказке имя его предшественника-грека

В этой сказке Василий Бесчастный совершает путешествие к Змею Горынычу, который, очевидно, жил в царстве мертвых. То, что именно Змей был владыкой этого царства, подтверждают многочислен- ные сказки и былины

Василия к Змею перевозит некий перевозчик старый дед, до колен борода. Первозчик просит Василия узнать у Змея Горыныча - то есть у владыки царства мертвых, у Аида, долго ли ему еще пе- ревозить, долго ли ему маяться? Василий узнает, что перевозчику достаточно передать кому-нибудь свое весло и оттолкнуть лодочку

Впоследствии славянский Харон передает свое весло Марко Богатому и уходит на покой

Славянский Аид - Пекло всегда описывается одинаково. И это описание близко к тому, которое мы находим в греческих мифах. Вот пошел Василий дальше. Шел, шел, пришел на зеленый луг ( асфоделе- вый? ). На лугу большой дворец из человеческих костей выстро- ен. Кроме Змея Пеклом-Аидом управляла и женщина, жена Змея, по- добная греческой Персефоне. Имя ее сохранилось в славянских ле- гендах и сказках. Ее звали Марена. В сказках ее часто именовали Марьей Моревной - так как она жила близ моря. Заметим, что почти также Мараной называли Смерть древние индийцы-арии, которые, как полагают, пришли в Индию из-за Гималаев и с Кавказа. Это говорит о том, что образ Марены возник во времена индоевропейской общности во II-III тысячелетии до нашей эры, когда предки многих индоевро- пейских народов, в том числе и скифов-праславян и ариев-индоиран- цев, говорили на одном языке

Не всегда Пекло помещали под землей, иногда указывались и го- ры. Так же и в греческих мифах: Прометея то низвергали в Тартар, то - приковывали к горам Кавказа. Легенды о некоем прикованном ве- ликане, знают и многие кавказские народы. Например, в грузинском эпосе есть легенда о прикованном к скалам великане Амирани, кото- рый восстал против Бога и был наказан. А абхазы рассказывают по- добную легенду о богатыре-нарте Абрскиле. Перепевы греческих, а возможно, и догреческих легенд об Аиде, местоположение которого - - Керченский пролив и Кавказ можно найти в фольклоре многих кав- казских народов

- * -

Итак, мы определили местоположение Пекла - Аида и Ирия - славянского рая. И Пекло, и Ирий оказались скрыты под водой. Пек- ло - у Керченского пролива, а Ирий - сад Гесперид в Мраморном мо- ре

Географические и исторические границы мифологического мира определены. Но прежде чем приступить к рассказам о мифах Песен птицы Гамаюн, следует коснуться еще одного - важнейшего вопро- са, разрешение которого облегчит нам восприятие древней славянской культуры, ее магической символики

Зададимся вопросом: как могли существовать в древности слож- ные мифологические сказания, песни? Как могла быть создана слож- ная мифологическая и религиозная система, если не существовало письменности? Конечно, мы не имеем достоверных свидетельств о существовании письменности в древнейшее время - речь идет о III-II тысячелетии до нашей эры! Hо это еще не говорит о том, что письменности не бы- ло. Есть основания полагать, что праславяне создали свою ориги- нальную систему письма - так называемую узелковую письмен- ность.

Литература.

Русские Веды: Классические работы.

1. Азбуковники XVI-XVII в. Л.С.Ковтун. Наука, Л., 1989

2. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. М., 1859

3. Афанасьев А.Н. Народные сказки. 3т. Наука, М., 1984

4. Барсов. Е.В. Народные предания о миротворении. В кн. Чте- ния в обществе истории древностей российских при Московском Уни- верситете. Кн. 4, отд. IV, c. 25-31. М., 1886

5. Барсов Е.В. Причитания