тех, кто населяет эту духовную сферу — героев и злых духов. Этот взгляд, что ученик должен сделать друзей из населяющих потусторонний мир, можно сравнить с практикой сеноев по созданию дружественных образов сновидений. Эти два подхода отличаются лишь по форме. Рэм делает жертвоприношения после сна. Сенои сражаются со своими врагами во время сна, чтобы обратить их в друзей. Но эффект в обоих случаях одинаков — более дружественные образы сновидений.
Вы никогда не обойдетесь без создания ваших собственных друзей в сновидениях для того, чтобы двигаться вперед в самопознании. Рэм ежедневно сосредотачивается на том, что все образы его сновидений приходят из его собственных мыслей и что он обладает сознанием во время своих сновидений. Теперь его гуру советует ему изменить форму образов сновидений: если, к примеру, приснился сон об огне — то следует представить, сколь страшен может быть огонь, который появляется во сне, и, сохраняя эту мысль в голове, затоптать его ногами. Точно так же теперь нужно топтать все, что бы тебе не приснилось страшного. Ясно, что этот совет практически идентичен принципу сеноев, согласно которому необходимо противостоять опасности в сновидениях. Я сама испытала действенность этого совета йогов в тот период интенсивной концентрации внимания на их идеях, когда писала эту главу. В ходе сновидения я сначала спокойно взобралась на маленькую гору, но при спуске с нее на моем пути вдруг появились кусты и неожиданно много больших, желтых и жужжащих пчел. Я страшно испугалась того, что они могут меня ужалить. Я стала себя успокаивать, говоря себе: Они не могут причинить мне вреда, пчелы сновидения — ненастоящие пчелы. Я закладываю свои руки за спину и продолжаю спускаться дальше. Пчелы все еще вокруг меня, но на меня не обращают внимания. Затем они совсем исчезают, как только я шевелю рукой (Желтые пчелы, 07.10.73). Как сенои, так и йоги противостоят странным образам сновидений. Хотя йогам, в отличие от сеноев, предлагается трансформировать содержание сновидения для проверки своей способности изменять сновидные образы как таковой, независимо от того, угрожающие образы или нет. Если в сновидении огонь, Рэм может иногда трансформировать его в воду — противоположность огня. Если в сновидении маленькие объекты, он может трансформировать их в большие, или, наоборот, вообразить обратный переход, с целью познать природу величин. Если в сновидении одна вещь, он может трансформировать ее в множество вещей, или, наоборот, вообразить обратный переход, с целью познать природу множественного и единичного. Это похоже на практику прозрачных сновидений, которые намеренно изменяются только для того, чтобы посмотреть, что произойдет. Если вы развиваете сознание в ваших сновидениях, вы можете производить любое изменение, какое пожелаете. Ценность этого подхода трудно переоценить, особенно в случае плохих снов.
Когда Рэм совершенствуется в своем мастерстве трансформации образов сновидений, гуру предлагает ему подумать о различных сферах рая (сферы Будды), о том, насколько они достижимы. Ложась спать, Рэм сосредотачивается на красной точке внутри своей глотки и достигает полной уверенности в том, что обретает возможность видеть любую сферу Будды, какую пожелает. Очевидно, что Рэм вызывает сновидение в манере, сходной с практиковавшимися древними греками, египтянами и китайцами в их церемониях погружения в сон. Спящий считает, что увидит Бога или сферу Будды. Так оно и происходит. Если вы достигните некоторого мастерства в контроле сновидений, то вы сможете легко вызывать задуманные образы во сне. Рэм продолжает практиковаться в изменении содержаний сновидений, создавая необычные образы до тех пор, пока не добьется настоящего искусства в этом. Затем гуру предлагает Рэму в сновидении визуализировать его собственное тело и другие тела в форме иллюзорных или божественных образов. Рэму предлагается преодолеть свой страх перед этими образами. В конечном счете, когда вы осознаете, что вы спите и поэтому страшный образ сновидения не может причинить вам вред, вам гораздо легче быть бесстрашным. Рэм не только познает природу сновидения, учится изменять содержание сна, привыкает к тому, что сны — это иллюзии, он также концентрируется на образах различных божеств, которых он видит в своих снах и освобождается от точки зрения, что эти образы представляют собой немыслящее состояние разума. Этот этап очень похож на действия ученика, создающего образ сновидения для медитации. Когда ученику это удается, он осознает, что содержание и реального состояния