могут происходить в каком-то чистом виде. Наши сны формируются из всего, что мы видели или слышали, из мнений различных людей, которым мы верим, из наших представлений и убеждений. Для большого числа людей очевидно, что сны есть наше творение. Они их даже специально дорабатывают. Я думаю, что мы сознательно оформляем их так, как это для нас приятнее. Некоторые исследователи уже указывали на приспособляемость сновидений. Они описывали сновидения фрейдовского типа — с сексуальной или агрессивной символикой во время работы с фрейдистской методикой. Те же люди, работая по методике Юнга, начинали видеть сны другого типа. Эти изменения — не просто смена акцентов в интерпретации, но действительное изменение содержания сновидения.
Ученик оформляет свои сны в соответствии с пожеланиями и представлениями своего учителя.
Учителя — люди, которые знают, как сознательно сформировать сны, — помогают своим последователям воздействовать на их сновидения. Вот, например, история одиннадцатилетнего Джонни. У него было множество беспокоящих его проблем, но самым страшным были ночные кошмары. Он видел преследующих и хватающих его монстров. Два-три раза в неделю в течение более полутора лет, Джонни просыпался ночью от ужаса и бежал в спальню к родителям. В темноте он вообще не мог заснуть.
Однажды учитель Джонни, доктор Леонард Хандлер, сказал Джонни, что мог бы помочь ему избавиться от монстра. В тихой комнате, заставленной книгами, посадив мальчика к себе на колени и погасив свет, он попросил его закрыть глаза и представить себе, что чудище находится здесь же в комнате. Доктор Хандлер заверил Джонни, что защитит его и поможет ему прогнать это чудовище. Когда мальчик молча кивнул головой, показывая, что он видит монстра, доктор Хандлер крепко прижал его к себе и стал стучать рукой по столу, повторяя: Уходи прочь, противное чудовище, оставь моего друга Джонни! Он повторял это снова и снова, крепко держа дрожащего мальчика. Он продолжал: Уйди и никогда не возвращайся, или тебе будет хуже! Оставь моего друга Джонни! Затем он попросил мальчика повторять вместе с ним: Уйди прочь, оставь меня! Когда Хандлер включил свет, мальчик немного пошатывался, но его страх прошел. Они занимались всего около пятнадцати минут. Прежде чем отпустить Джонни, доктор Хандлер сказал ему, что теперь он сам сможет прогонять монстра всякий раз, как тот появится. Встретив Джонни через неделю, Хандлер услышал, что мальчик один раз видел чудище, но прогнал его. Они позанимались еще несколько минут. В последующие полгода мальчик видел ночные кошмары всего дважды, а чудище вообще больше не появлялось.
К счастью, большинство из нас ночные кошмары не посещают так часто, как это было с Джонни, но, используя эту методику, мы можем изгонять свои страхи. Нужно бороться и гнать своих врагов так, как это сделал Джонни.
Можно упомянуть также случай, описанный итальянским писателем Джованни Джуарески. Его молодая жена Маргарита находилась в плену у собственных сновидений. Она видела себя в темном мире теней и ужасов, ходила по его бесконечным улицам совершенно одна. Джуарески внушил ей, что у нее есть велосипед. Он настойчиво внушал ей, что она должна сконцентрироваться на том, что во сне она ездит на велосипеде, а не ходит пешком. Если бы она умела водить машину, он бы внушил ей, что у нее есть машина. Через несколько дней она сообщила, что во сне у нее появился велосипед, и она действительно стала меньше уставать от своих ночных скитаний. Однако примерно через неделю Маргарита впала в депрессию. Она сказала, что лучше бы она ходила пешком, так как порвала шины. Муж предложил ей починить их — раз она сумела во сне создать велосипед, то может сделать и ремонт (создав запасную резину, и клей, и даже ремонтную мастерскую). Но Маргарита настаивала, что она уже пыталась сделать это раньше, но без успеха, и что она все время ощущает в этих снах свое одиночество. И тут Джуарески применил необычный прием: он научил Маргариту решать во сне свои дневные проблемы, начав с обратного - репетируя решения возникавших в сновидении проблем днем. Во-первых, он отвел ее в гараж, снял со стены свой собственный велосипед и показал ей, как менять шину. Немного потренировавшись, она научилась это делать. Несколько дней подряд она делала это снова и снова под его руководством. Вспомнив, как когда-то его самого учили разбирать и собирать автомат, Джуарески заставил Маргариту менять шины вслепую, с закрытыми глазами. Еще два дня она тренировалась, а на третий с торжеством объявила, что во сне она