нужно, объяснять зависи- мостью и параллельным протеканием внутренних биохимических процессов в организме животного и изменением условий окружающей животное среды.
Такой подход к жизни животных несколько переворачивает утверждение Маркса -бытие определяет сознание в обратно противоположное -созна- ние определяет бытие. Какой же подход правильный? Без сомнения тот, который не противоречит жизни. Величайшая личность Индии -Шри Ауробин- до говорил, что сначала надо разобраться в том, что такое объективный взгляд на вещи. Не значит ли то, что при объективном подходе к изуча- емому явлению его сущность от нас ускользнет без нашего в нее проник- новения? Но все есть Брахман. Истина, без сомнения, показывается при использовании обоих утверждений. На мой взгляд, официальная наука выступает в роли плохого судьи, приписывая животным то слишком много, то слишком мало сознания, то лишая их его вообще, заменяя его словом инстинкт в необъяснимых случаях. Или теософа, который, запутываясь в вопросах мироздания говорит так угодно Богу, имея о Нем такое же смутное представление, каким часто является представление людей об инстинкте. Я имею в виду не словесную формулировку, а четкий зритель- ный образ и понимание механизмов его действия. Также я согласен, что не важно, как называть это явление - сознание, Бог или инстинкт, важ- но, чтобы умное или высокое его звучание не прикрывало действительного незнания явления и не вносило каши в умы людей, благодаря авторитету говорящей их личности. А слово инстинкт зачастую это делает.
Наблюдателю - материалисту в любой точке Вселенной будет ка- заться, что все планеты разлетаются от него в разные стороны. Для ок- культиста же он сам - центр Вселенной. Сознание животных сродни созна- нию оккультиста - я не знаю ничего потому, что знаю все. Покой мысли, умиротворенность и самососредоточенность ( состояние постоянной меди- тации) дают животному возможность прямого знания - инсайта - того са- мого, на достижение которого направлена сегодня психологическая наука.
То, что у животных отсутствует вторая сигнальная система, современая наука рассматривает как более низкую ступень эволюции. Едва ли. Спо- собность обмениваться информацией в пределах вида и получать информа- цию у своих симбионтов у животных намного совершенней, чем у человека.
По-моему, Бог в легенде о вавилонском столпотворении достиг своей цели и человек в своем стремлении к совершенству опять сейчас пришел и при- ходит к тому, чему он был лишен - пониманию друг друга без языка. Ведь самая современная наука - парапсихология - именно об этом. Что касает- ся человеческого ума, присутствие которого якобы превозносит человека над животным миром, то здесь видно полное соответствие словам китайс- кого мудреца Лао-Цзы: от бешеных охот дичает ум, и острота ума по- рождает великое коварство. Как не коварством можно назвать опыты уче- ных над животными, когда мир постичь можно, и по утверждению же Лао-Цзы, не выходя со двора. И именно как мудрец поступает каждое жи- вотное тварный мир препоручив природе - он (оно) не вмешивается в не- го. И именно это позволяет вроде бы низшим по разуму животным быть с природой в гармонии и не нарушать ее экологического баланса и быть со- вершенными духовно и физически и счастливыми в отличие от умного, дея- тельного и ищущего человека. В своей недавно выпущенной 2 - х томной книге Причуды природы известный зоолог И.Акимушкин назвал бездум- ность гусениц, движущихся паровозиком в поисках пищи, уцепившись уси- ками за задние усики впереди идущих -ползущих, слепым инстинктом, мо- тивируя это тем, что при эксперименте, поставив живую цепь на край ва- зы и замкнув кольцо, гусеницы продолжали двигаться целую неделю, пока кольцо не распалось от голодного бессилия участников, его составляю- щих. Конечно, с позиции думающего человека и смотрящего на мир сугубо своими глазами, можно назвать поведение гусениц слепым инстинктом, од- нако, так называемая слепота гусениц обеспечивает им их безбедную и жизнь, и пищу, и смерть в природе. В то время как для гусениц, сделан- ное экспериментатором - чудо и редкость природы, такое же, как извер- жения вулкана или землятрясение для человека, от чего и думающий чело- век может спастись тоже в порядке исключения, если бы не его приборы.
Несмотря на свой ум, обычный человек носит в своем сознании столько лишнего, что его ум едва ли помогает ему в его социальной жизни. Так же ум не нужен и в жизни вида животного. Я не отрицаю достижений нау- ки, не отвергаю научных авторитетов. Просто хочу