точке зрения: он утверждает, что термин был известен задолго до эпохи римлян, и в доказательство своей правоты приводит сделанную на Розеттском камне надпись на трех языках, которая превозносит добродетели Птолемея V Епифана (210—181 гг. до н. э.). В этом фрагменте Гермеса называют «Великим и еще раз Великим» [2].
Используя в качестве источника записи Манефона (см. главу 1, сноску 2), Мэд заключает, что имя Гермеса упоминается уже первыми представителями египетской жреческой касты, использовавшими священный язык. Всякое знание об этом языке давно стерлось из памяти ко времени появления второго Гермеса (можно предположить, что здесь уже речь идет о жрецах более позднего периода, которые были детьми Шемсу-Гор и аборигенного населения). Мэд пишет:
Два поколения жрецов и пророков разделял «потоп». Предположительно, этот «потоп» имел непосредсгвен-
* Этос — характер, дух (эпохи). — Прим. ред.
ное отношение к тому потопу, о котором Солон слышал от жрецов Саиса... и о котором у нас довольно много информации, почерпнутой из Платоновых «Тимея» и «Крития». Из литературы о Трисмегисте мы узнаем, что Добрый Ангел — то же, что и Разум, и что его считали отцом Гермеса Трисмегисга. Создается впечатление, что фраза о чрезвычайном совершенстве архаической цивилизации Египта, существовавшей до опустошившего страну (предположительно одновременно с гибелью Атлантиды) потопа, имеет переносный смысл. То было время богов (или божественных царей, или полубогов), чья мудрость была заключена в мистической традиции или возродилась до некоего подобия ее прежнего величия усилиями их малочисленных потомков, вернувшихся из изгнания или претерпевших реинкарнацию на Земле. Они вернулись, чтобы заняться просвещением нового народа, постепенно заселившего равнины у нижнего Нила после того, как потоп пошел на убыль.
Итак, перед нами три эпохи традиции египетских тайных культов: 1) Первый Тот, или Агатодеймон, первоначальная традиция, сохранившаяся в священном языке и в буквах, начертанных на каменных памятниках земли сериалов (предположительно — Египет до потопа); 2) Второй Тот, Трижды Величайший, тайная школа после периода великого наводнения, архивы и доктрины которой сохранились не только в транскрипциях, но и в рукописях, написанных священными буквами, но уже на египетском языке, на котором говорили после того, как люди вновь заселили эту страну; и 3) Тат, жречество, существовавшее в период Манефона (и, предположительно, за несколько столетий до времени последнего); эти жрецы говорили на еще более позднем варианте египетского языка, и уже из их текстов, написанных демотическим* письмом, были сделаны дальнейшие греческие переводы или парафразы [3].
В более позднее время словам «Трижды Величайший» стали приписывать различные метафизические значения —достаточно вспомнить, например, Закон трех требований (см. «Глоссарий»); тело, разум и дух; инстинктивное, рациональное, интуитивное; сознательное, бессознательное и сверхсознательное; и т. д. и т. п. Заглавие трактата вызывает явные нумерологические ассоциации с числом 3 (я не сомневаюсь, что в этом что-то есть). Энтузиасты сириусианской темы обязательно вспомнят о трех звездах системы Сириуса; однако, поскольку в отношении одной из звезд есть некоторые сомнения (вполне возможно, что она является большой планетой, а вовсе не звездой), я предпочту воздержаться от суждений до появления более определенных доказательств.
Книга «Гермес Трисмегист» содержит в себе тексты древнеегипетских оккультных наук, отличающихся как от египетской магии в «Молитвах Гермеса», так и от герметической алхимической литературы. Фактически, этот трактат стоит особняком. Он состоит из:
а) «Корпусгерметикум» (тело учения), в которое входят «Поимандр» (собрание из четырех богослужений), а также «Определения Асклепия», включающие в себя распоряжения, отдаваемые Гермесом сыну Аполлона, впоследствии обожествленному греками.
б) «Совершенного богослужения», известного также под названием «Асклепий», поскольку оно адресовано носителю этого имени. Существует в более новом латинском варианте (греческий вариант не сохранился).
* Демотическое письмо — графическая разновидность египетского письма (скорописная форма). —Прим. ред.
в) «Выдержки Стобея». Всего двадцать семь выдержек из считавшихся утраченными богослужений; были «открыты» и переведены неким Иоаном Стобеем, языческим ученым конца пятого— начала шестого веков. Стобей собирал выдержки (некоторые из них