давно написанному и не раз сыгранному сценарию, - звучит в одном из солдатских писем, отрывки из которых я приводил выше.
Даже эмоционально в этом детерминизме ощущается что-то отвратительное, что-то зловещее, противоречащее одной из первооснов нашего бытия - свободе воли как достоянию, которым обладает даже самый жалкий раб, потому что из любой, самой безвыходной ситуации всегда существует выход, пусть даже навсегда, но выход, самостоятельно выбранный личностью, располагающей свободой воли - немногим, чего нельзя, казалось бы, лишиться ни при каких обстоятельствах. Разумеется, невозможно не признать влияния окружающей среды, во многом диктующей линию человеческого поведения, но и в одних и тех же условиях всегда существует выбор одной из множества адекватных среде линий поведения.
Каждый выбирает для себя. Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - Каждый выбирает для себя.
Таким образом, статическая концепция времени вроде бы предполагает, что любой ваш шаг, любой поступок, даже предпринятый с осознанной целью изменить, нарушить этот установленный извечно ход ваших бесконечных жизней оказывается предопределенным, а потому, наверное, бессмысленным. Эта идея близко соотносится с выработанной еще в глубокой древности идеей судьбы, которую у древних греков персонифицировали Мойры-триада женских образов; римским аналогом их были Парки. В жизни каждого есть день, который решает его судьбу. Этот день может быть избран ворчливыми Парками, которые сидят, монотонно напевая над прялкой... - пишет Стэнли Эллин.
Здесь, кстати, можно, несколько упрощая, заметить, что так же, как для статической концепции времени, в значительной мере определяющей является идея судьбы, так и течение времени в динамической концепции может считаться своего рода результатом деятельности множества индивидуумов, обладающих свободой воли, Обоснование выбора между свободой воли и судьбой, или детерминизмом и индетерминизмом как факторами, доминирующими в жизни индивидуума, является предметом тысячелетних философских споров, анализ которых занял бы слишком много места. Однако еще Цицерон полагал, что некоторые события всецело предопределены судьбой, тогда как в отношении других событий человек обладает определенной свободой выбора и, начиная, наверное, с. дуализма Канта, роль и детерминизма и индетерминизма в бытии признается, видимо, всеми философами. Разница заключается только в предполагаемых пропорциях между свободой воли и судьбой в их природе - здесь я имею в виду то обстоятельство, что авторы, исповедующие различные мировоззрения, в качестве главенствующих предлагают различные источники детерминизма - от божественного промысла до абсолютизации влияния социальной среды, что в значительной мере и определяет их отношение к пропорции между детерминизмом и индетерминизмом.
Но, так или иначе, главным итогом этих дискуссий можно считать общепризнанный сегодня дуализм между свободой воли и судьбой, что, вообще говоря, является непосредственным следствием основных законов диалектики. Помимо чисто философского обоснования такого дуализма может быть приведено физическое обоснование, опирающееся на представления о флуктуативных процессах, происходящих в сложных самоорганизующихся системах, а также о процессах хаотических, энтропийных, разрушительных, о чем достаточно, как кажется, говорилось, в предыдущих главах. Выше также говорилось о вероятности нашего Мира, где большинство процессов может быть выражено в виде волнообразной кривой распределения вероятностей.
Можно предположить, что эта кривая в какой-то степени определяет и соотношение между детерминизмом и индетерминизмом, отдавая все-таки предпочтение процессам более вероятным, детерминированным, что, собственно, и подтверждается фактами предсказаний. Иначе говоря, область под горбом кривой вероятностей может быть соотнесена с судьбой, а события, лежащие под ветвями этой кривой, принадлежат свободе воли.
Здесь можно сделать некоторые интересные выводы. Во-первых, флуктуации, которые происходят в системах, являющихся частями Вселенной, не оказывают видимого влияния на ее историю и развитие. В качестве небольшого примера можно привести образование биологической жизни на Земле, что, являясь гигантской флуктуацией для планеты, никак не сказалось и,