проломы в стене усыпальницы, сквозь которые воры проникали тайком. Нет, этот вариант отпадал.
С другой стороны, пирамида явно осталась недостроенной. Строители могли внести в усыпальницу саркофаг, а затем за- муровать входную галерею, в ожидании смерти фараона, чтобы тогда вновь открыть ее и внести мумию. Ведь могло же случиться, что по той или иной причине фараона похоронили где-то в другом месте!
Но в таком случае зачем опустили панель саркофага, за- чем запечатали наглухо гипсом, да так, что ее почти невоз- можно было открыть? Почему не отложили панель просто в сторону, пока она не понадобится?
Наконец, что это за остатки растений на саркофаге, так похожие на погребальный венок? Разве древние египтяне воз- лагали на саркофаги венки до завершения соответствующих погребальных обрядов? И в то же время в саркофаге никогда не было мумии. В этом и заключалась тайна.
Затем я подумал о первой стене, закрывавшей входную га- лерею. Читатель, наверное, помнит, что она состояла из двух частей (смотри седьмую главу). Прежде я полагал, что строи- тели внесли саркофаг в усыпальницу и замуровали половину галереи, оставив проход только для мумии, чтобы заделать его после погребения. В то время подобное объяснение каза- лось мне самым подходящим. Для чего же понадобилось это делать, если никто вообще не собирался здесь хоронить фа- раона? Но, может быть, сначала все-таки собирались, а потом почему-то раздумали? Может быть, в этом и заклю- чается частичное решение загадки?
Мы знаем по другим памятникам Древнего Египта, что их создатели часто меняли свои планы в процессе строительства. Возможно, что сначала предполагалось похоронить фараона Сехемхета под его пирамидой, однако впоследствии это реше- ние было изменено, и он был погребен где-нибудь в другом месте, хотя бы под внешней оградой.
Я вспомнил также о Белой Стене, которая первоначально служила северной границей двора пирамиды, но позднее была включена внутрь огороженного пространства. Двор продлили дальше на север, и это само по себе неопровержимо свиде- тельствовало об изменении планов первого архитектора. И настоящую усыпальницу тоже явно перенесли в другое ме- сто. Нет ли здесь какой-нибудь связи?
Я был крайне огорчен тем, что раскопки пришлось при- остановить именно в тот момент, когда требовалось ответить сразу на столько вопросов. Разрешить все эти проблемы можно было только путем новых исследований, однако о даль- нейшей работе временно не могло быть и речи. Мне остава- лось только строить теории, основываясь на уже установлен- ных фактах.
Я вновь вернулся к великой пирамиде Джосера. Бродя в ее тени и поглядывая на соседнюю пирамиду Усеркафа, я вспо- минал, как перед самым вскрытием саркофага говорил шутя одному своему знакомому: «Джосер и Усеркаф, наверное, беседуют о том, что скоро снова появится на свет их старый друг». Теперь же я думал о том, что если они сейчас действи- тельно беседуют, то, наверное, от души смеются надо мной!
Но у этой тайны должна была быть разгадка! Оставалось только ее найти.
Мысли мои вернулись к «Празднеству Сед», связанному с фараоном при его жизни и после смерти. Основной смысл этого празднества заключался в обновлении божественной силы, данной фараону церемонией коронации. Этой божест- венной силой была царская власть.
Я уже говорил раньше, что для того чтобы понять смысл и назначение памятников Древнего Египта, мы должны по мере сил проникнуться мировоззрением древних египтян. А это требует немалой доли воображения, особенно от того, кто не является, египтологом. Если читатель будет смотреть на все только с точки зрения современной религии и культуры, мое предварительное мнение о тайне пустого саркофага может показаться ему нелепым и фантастичным. В таком случае я могу лишь посоветовать ему прочесть какую-нибудь популяр- ную книжку о религии древних египтян, и там он найдет еще более странные обычаи и церемонии. Что же касается егип- тологов, то для большинства мои слова будут не новы, хотя некоторые из них и не сразу согласятся с моими выводами.
Примером того, что «Празднество Сед» связано с фарао- ном и после его смерти, служат ложные здания в ограде пи- рамиды Джосера, посвященные этому празднеству. Они опи- саны мною в первой главе. Эти здания построены для духа фараона, для того чтобы после погребения, в загробной жизни он мог через регулярные промежутки возобновлять свою жиз- ненную силу путем бесконечного цикла ритуалов, возрождаю- щих его мощь и власть коронованного владыки.
Назначение многих зданий в большой ограде Джосера