Люк Рейнхард

Трансформация

ЭТОГО, ИЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НИЧТО - ЭТО КОЕ-ЧТО?

Ноноко, который не достигал просветления, пока ему не перевалило за пятьдесят, написал в тот памятный день:

Все та же старая луна, Цветы - по-прежнему цветы.

Мой ум остался, чем и был, Но все-таки заметен я В мерцанье радуг на воде И пляске листьев на ветру.

Когда Ноноко достиг, наконец, просветления, он написал следующие стихи:

Ведь это взмах моих ресниц!

А я искал в чужих краях!

Очнувшись, наконец, гляжу:

Не так уж плох я, черт возьми!

Вернер Эрхард в форме ЭСТа программу, которую во многих отношениях можно рассматривать как кульминацию процесса истернизации Америки, процесса, который впервые стал заметен на границе пятидесятых и шестидесятых годов. ЭСТ был описан как логическое расширение всего движения за развитие человеческого потенциала. ЭСТ примечателен не только своим феноменальным ростом, но также своей установкой на то, что для некоторых людей по крайней мере двух уик-эндов достаточно для получения этого, для переживания просветления. Еще важнее то, что для удивительного процента выпускников ЭСТ выполняет свое обещание.

Хотя ЭСТ всегда говорит о получении этого и до того, как индивидуум пройдет тренинг, значение этого остается неопределенным, Вернер как-то сказал в интервью, что то, что получают (выпускники), - это переживание просветления.

Джерри Рубин пишет, что на ЭСТе он пережил мини-сатори: Я вышел из себя и увидел себя так, как меня может видеть другой человек.

Лайза Шварцбаум пишет более эмоционально: На четвертый день тренинга, после безумной недели маниакального возбуждения и депрессии, после трех дней страха, боли, дискомфорта и невыносимой скуки - на четвертый день Я ПОЛУЧИЛА ЭТО! Мой ум был буквально взорван блестяще проведенным маневром. Поток пустоты пронизал меня от головы до ног - словно на иллюстрациях к просветлению - и в этот момент я пережила это, НИЧТО...

Я знала, знаю и сохраню на всю жизнь воспоминание об этом мгновении ничто-которое-есть-все. За это я глубоко благодарна тренингу, организовавшему для меня это переживание.

Мое собственное переживание получения этого было различным каждый раз, когда я проходил тренинг. Первый раз получение этого было угнетающим, но во второй раз - через четыре месяца - я пережил непостижимо радостное, животворное и продолжительное освобождение, что, собственно, и может быть названо переживанием просветления.

Когда мы начинаем понимать, как Вернер пришел к созданию ЭСТ-тренинга, нам становится еще яснее, насколько центральным для ЭСТ-тренинга является получение этого. Вернер объяснял, что после десятилетнего погружения в различные ведущие движения за развитие сознания - сайентологию, гештальттерапию, дзэн, индуизм - он достиг переживания, которое описывает как каталитическое, просветляющее переживание. Как и подобает американскому гуру, он получил свое просветление, когда вел машину по типичной американской скоростной дороге. Через месяц, говорит он, я встал и сделал Тренинг. Я начал ЭСТ.

Хотя соблазнительно предположить, что ЭСТ был создан Вернером ради денег, неоспоримым является тот факт, что зарабатывание денег никогда не было для Вернера проблемой. У меня нет никаких сомнений, что созданию тренинга предшествовали некие экстраординарные переживания. Ни один коммерсант не осмелился бы создать ничего подобного Стандартному Тренингу. Хотя можно без конца указывать на различные процессы, положения и приемы, очевидно позаимствованные Вернером из изученных им дисциплин, ЭСТ-тренинг тем не менее остается абсолютно уникальным. Его создатель должен был обладать абсолютной уверенностью в том, что ему известны не только вымышленные желания людей (что, собственно, и интересует коммерсанта), но также способы освобождения их из тюрьмы, о своем заключении в которой они даже и не подозревают, способы заставить жизнь работать. Вернер пережил освобождение от тирании своего ума, и его тренинг создает аналогичное освобождающее переживание и для других. Хотя существуют и другие способы, с помощью которых ЭСТ-тренинг перешагивает через границы ума, процесс получения этого в четвертый день - вернеровские усилия взорвать ум - является самым важным.

Вернер описывает собственное переживание просветления следующим образом:

Всю свою жизнь я загружал информацию в свой склад информации. Я набирал опыт (т. е. добавлял записи переживаний к своему запасу записей переживаний) в надежде, что когда-нибудь я либо достигну критической массы и произойдет взрыв, либо я открою секрет, понимаете? То, что случилось в тот день, вовсе