Даже Иисус видится как Бог, временно принявший человеческий облик.
- Как же мы должны играть? - спрашивает Хэнк. - Мне кажется, ты предлагаешь нам создать воображаемый мир.
- Ты забыл: мир и так воображаемый, - говорит Мишель. - Единственный вопрос - кто воображает. Большинство людей пассивно принимают воображаемые структуры и правила игры других. Мудрый человек создает свои собственные. Все игры, все цели, все события созданы воображением. Ты можешь либо принять мир таким, каким его создали другие, принять их цели, правила и играть в их игры, либо ты можешь сознательно создать свои собственные. В обоих случаях тем не менее ты и только ты отвечаешь за все, что происходит.
- Меня беспокоит, - говорит Хэнк, - что ты даешь такую власть воображению.
- Мы не даем. Эта власть есть. Она используется каждую секунду, хотим мы этого или нет.
- А как с человеческим стремлением к просветлению, Конечной Истине и Богу? - спрашивает Том. - Ты говоришь, что это бессмысленно?
- Нет, - отвечает Мишель, - стремление к Просветлению или Реальности, или Богу, или Конечной Истине - это интересная игра... пока она не выиграна. Она интересна, пока ты не достиг Просветления, Бога или Конечной Истины. Когда это случается, ты обнаруживаешь, что игра окончена. Если ты затем женишься на своем прозрении, ты обнаруживаешь, что живешь с иллюзией. Ты этого, может быть, и не замечаешь, но замечают твои соседи. Что он (или она) в ней (или в нем) такого увидел? - спрашивают они. То, что по твоему мнению является Конечной Истиной, вероятно, покажется тривиальной иллюзией твоим соседям.
- Это грустно, - говорит Том.
- Вовсе нет, - говорит Мишель, - мы, люди, хотим интересных проблем и игр, ни больше, ни меньше. Не удовольствий, не истин, не моральных заповедей, не счастья, а интересных игр. Ум, тело, дух - все это любовные игры.
Проблемы большинства людей состоят в том, что они живут в воображаемом мире, в котором желание играть не существует как сознательное желание, оно всегда должно появляться замаскированным под стремление к истине, сексуальному опыту, содержательным отношениям или приключениям. Но нет ни истин, ни сексуального опыта, ни отношений, ни приключений без правил, целей, противников, союзников и болельщиков, т. е. без игр.
- Значит, и монах, и мистик играют в игры? - спрашивает Роберт.
- Лучшие, лучшие. Они продвигаются по Пути, отступают, делают внезапные порывы, даже выигрывают, хотя большинство мистиков обнаруживают, что выигрывание уменьшает интерес, и снова начинают карабкаться вверх по Пути, и снова открывают счет.
- А как насчет тех, которые действительно просветлились? - спрашивает Том. - Тех, которые действительно получили это, таких людей, как дон Хуан, Рамакришна, Баба Рам Дас, вступивших на то, что я называю путем без пути?
- Хорошо, - отвечает Мишель, - они отличаются от среднего человека главным образом тем, что никогда не играют в одну игру несколько раз, никогда не скучают и постоянно создают совершенно новые вселенные.
- Значит, они все время соревнуются?
-Да. Человеческая жизнь в любом содержательном смысле невозможна без игр, без соревнования. Но они не имеют иллюзий, что соревнуются за что-то, стоящее выигрыша, или с кем-то, не являющимся творением собственного воображения.
- Значит, для тебя, - спрашивает Хэнк, - я - только часть твоего творения?
- Конечно. Самая приятная и умная часть.
- Мой ум ты приписываешь себе?
- Конечно. Я один переживаю твой ум. Без меня твой ум не существовал бы.
- Ты очень скромен.
- Я также создаю твою глупость.
- Спасибо.
- Твою глупость для меня. Ты создаешь свою собственную глупость для себя, и эти две глупости редко пересекаются.
- Значит, я все-таки существую отдельно от тебя?
- Иногда, - говорит Мишель, вставая, так как перерыв подходит к концу, - когда у меня есть настроение...
* * * Скоро к ученикам присоединяется сотня других учеников ЭСТа, которые специально пришли поприсутствовать и позднее сделать профиль личности с одним из новых выпускников. Эта последняя часть тренинга является приятным переживанием практически для всех учеников, даже для большинства тех, которые были мрачны или раздражены во время получения этого.
Сам выпуск происходит в другом зале, где каждый ученик делает профиль личности, лично встречается с тренером и получает маленький сборник афоризмов Вернера. Но в некотором смысле тренинг заканчивается еще до того, как ученики переходят в другой зал, тогда, когда Мишель говорит, что хочет сказать от себя лично. Его глаза сияют, он оживлен,