до того, как сюда пришли, встаньте тоже.
Еще несколько человек встают.
- Все, кто знают, что они это получили, но слишком упрямы, чтобы признать, что это - это, встаньте.
Еще несколько человек, смущенно улыбаясь или смеясь, присоединяются к стоящим.
- Теперь встаньте те, с которыми что-то случилось, пока я говорил, и они теперь знают, что получили это.
Встают еще двое учеников.
- И, наконец, все, кто знают, что они получили это, но хотели бы не получать. (Смех.) Встают еще человек десять. Теперь стоят не меньше трех четвертей учеников.
- Прекрасно. Может быть, еще кто-нибудь тайно знает, что получил это?
Встают еще двое.
- Хорошо. Садитесь.
Пока первая группа садится, Мишель отворачивается и пьет из своего термоса.
- Теперь я хочу, чтобы встали те, кто знает, кто уверен, что не получил этого.
Встают шесть учеников. Мишель по очереди спрашивает каждого из них, уверен ли тот, что не получил этого. Каждый уверяет, что уверен, что не получил этого.
- Хорошо, мы поговорим с вами чуть позже. Я прошу вас сесть, но постарайтесь не забыть, кто вы такие.
(Смех.) - Хорошо, третья категория. Встаньте все, кто не уверен, получил он это или нет.
Встают двадцать пять - тридцать учеников.
- Прекрасно. Если пока я говорю с одним из вас, кто-то, кто не уверен, вдруг станет уверен в том, что он получил это, пусть просто сядет. Мария, ты получила это?
- Я не знаю, - отвечает Мария, - я не уверена.
- Прекрасно! Что ты получила?
- Я не знаю.
- Ты должна была что-то получить.
- Ну... я поняла, что тут нечего получать...
- ТЫ ПОЛУЧИЛА ЭТО!
(Смех и аплодисменты) Мария садится. Она сбита с толку, но улыбается.
- Хорошо, Ларри. Ты получил это?
- Я не уверен. Это кажется слишком... простым, слишком... абстрактным.
- Прекрасно. Ты получил это, и это кажется слишком простым?
- Я не уверен...
- Что ты получил?
- Я понял, что, ну... что мы все - машины... и, ну, мы можем расслабиться и получать удовольствие.
(Смех, аплодисменты, Ларри, вдруг заулыбавшись, садится) - Хорошо. Барбара. Ты получила это?
- Я не уверена.
- Прекрасно. Что ты получила?
- Замешательство. Полное замешательство.
- Грандиозно! Потрясающе! Ты получила полное замешательство. Это восхитительно! Что еще ты получила?
- Это все. Полное замешательство. Мрак. Темнота.
- Прекрасно, Барбара. Позволь тебя спросить: ты понимаешь, что получила замешательство?
-Да.
- И ты донимаешь, что не получила ясности и веселья?
- Верно, не получила.
- И ты понимаешь, что когда ты получаешь замешательство, то это то, что ты получаешь?
(Смех.) -Да.
- И что когда ты не получаешь замешательства, то это то, чего ты не получаешь?
-Да.
- И что когда ты получаешь то, что ты получаешь, то ты это получаешь.
-Да.
- Грандиозно! Ты получила это!
(Аплодисменты и смех.) К этому моменту около половины тех, кто стояли, садятся.
- Барри? Ты получил это?
- Я не уверен. Я подумал, что получил это, но все находят это смешным или восхитительным, а я нахожу это тяжелым.
- О! Ты получил это и находишь это тяжелым?
- Я не уверен.
- Что ты получил?
- Я понял, что мы тратили свое время в надежде, что что-то выведет нас из нашей механичности... а выхода нет...
- Ты получил это!
(Смех и аплодисменты.) - Дональд? Ты получил это?
- Я встал только для того, чтобы сказать, что вы заставили нас потратить двести пятьдесят долларов и четыре дня жизни, чтобы мы могли услышать, что мы - механические машины; что здесь нечего получать; что мы получаем то, что мы получаем, когда мы это получаем, а не раньше, что то, что есть, есть, нравится нам это или нет, и что мы имели это всю жизнь и тут нечего получать. Это самое большое надувательство, про которое я когда-либо слышал... и это также лучшие в моей жизни двести пятьдесят долларов.
(Смех и аплодисменты.) Некоторые из тех, кто думает, что не получил это, остаются тверды в своем убеждении, и Мишелю приходится работать с ними иногда и по десять минут, с одним даже двадцать. Двое или трое садятся с выражением, означающим, что они так и не получили этого. Как говорит Мишель, в любом случае очевидно, что некоторые люди, получившие это, видят в этом освобождение, тогда как других это подавляет. Они не только не разделяют общей радости, для них вообще необъяснимо, почему другие ученики испытывают освобождающие переживания, когда им говорят, что они - машины. Но снятие тормозов - это всегда освобождение, и многие явно обнаруживают, что переживание, через которое они прошли, дает им неведомые ранее возможности.