и не имеем сознательных воспоминаний об этом событии со времени его происшествия. Там может быть полная мультисенсорная запись. То, что человек видел, слышал, обонял, осязал, чувствовал и думал в течение небольшого сегмента последовательных моментов настоящего, теперь записано. Например, в уме Мэри может быть лента с записью ее дня рождения в 1964 году: ее мать печет шоколадный пирог, радио играет Битлз, текут сопли, она думает о подарках. Эта запись могла все время находиться в ее уме, ни разу сознательно не повлияв на ее поведение и не появившись в том, что мы называем памятью.
Ум - это линейная организация таких записей, они мультисенсорны и тотальны, это записи последовательных моментов настоящего. Вот ответ на первый важный вопрос об анатомии ума.
- Да, Ричард?
Ричард - коренастый веселый парень лет под тридцать.
- Я дантист, и несколько месяцев назад я прочитал в журнале Science об исследованиях одного канадского нейрохирурга. Там говорилось, что, когда он прикасался электродом к мозгу пациента, находящегося под местной анестезией, но в сознании, пациент полностью переживал какие-нибудь события, случившиеся годы назад. Это явно похоже на проигрывание лент, как ты и говорил. Электростимуляция активизирует полную запись - пациент вспоминал мельчайшие детали, которые не появлялись в сознательном уме с тех пор, как событие случилось лет двадцать назад или больше. Там, кажется, тысячи таких записей. Доктор никогда не знает, что придет к пациенту... - Ричард умолкает.
- У тебя есть вопросы? - спрашивает тренер.
- Нет, - говорит Ричард, - я просто удивлен, что через два месяца после того, как я прочитал эту статью, ЭСТ вдруг дает мне определение ума, которое ни на что так не похоже, как на открытие этого канадца.
- Хорошо, Ричард, - говорит тренер, - только помни, что твой нейрохирург изучал мозг, а мы говорим об уме. Это не то же самое. Да, Джон?
(Аплодисменты Ричарду.) Джон, пожилой мужчина лет пятидесяти.
- Ты хочешь сказать, что все, что когда-либо случалось с нами, находится в уме?
- Не совсем так, Джон. Индивидуальные записи полны, тотальны. Все, что Мэри пережила на кухне в день своего рождения, находится там: цвет пола, еда, фартук на матери, слова диск-жокея. Ум содержит мультисенсор ные тотальные записи - это мы знаем. Но мы не говорим, что там все записи. Вы уже знаете, что не все. Вспомните - полностью пережитое переживание исчезает. Совершенно исчезает. Оно пропадает из кучи. Как будто кто-то одолжил запись и не вернул.
- Но ты хочешь сказать, что я, возможно, могу вспомнить момент своего рождения?
- Память - это другая концепция. Тем не менее верно, что большинство людей имеют мультисенсорную тотальную запись момента своего рождения.
- Я понимаю, - говорит Джон и садится.
- Да, Барбара?
- Это значит, что я - только куча записей?
- Нет, Барбара, сейчас мы говорим не о тебе, мы говорим об уме. Мы отвечаем на вопрос Что такое ум? - Хм, - говорит Барбара, -но я бы сказала, что ты говоришь о мозге.
- Прекрасно. Я понял. Но мы говорим об уме, и я просил вас оставить все ваши мнения об уме и слушать меня. Хорошо?
- Хорошо...
(Аплодисменты.) - Следующий вопрос, на который мы должны ответить, - В чем цель ума?, точнее, какова запроектированная функция этой линейной организации тотальных записей? В чем цель ума? Да, Филлис?
- Я бы сказал, что цель - в сборе информации для принятия важных решений.
- Нет, Филлис, я боюсь, что нет, - говорит Мишель, - ум имеет миллионы записей консервных банок, погоды, вкуса орехов, которые явно ничем не могут помочь в принятии решений. Да, Питер?
- У него нет цели, - говорит Питер, - он просто есть.
- Нет, и это неправильно. Цель у него есть. Да, Рик?
- Я бы сказал, что цель ума в том, чтобы помочь нам спасать свои задницы, выживать.
-ДА, ВЫЖИВАНИЕ, -громко соглашается Мишель, -это не только первая цель ума, это - единственная цель ума.
- Но как у ума может быть какая-то цель, - спрашивает Нэнси, - ведь это не человек?
- Я говорил о том, что мы в действительности ведем речь о запроектированной функции ума. Запроектированная функция ума - это выживание, выживание особи, как сказал Рик, но также и всего, чем особь себя считает, - говорит Мишель.
- Ты имеешь в виду, - спрашивает Нэнси, - что особь, т. е. человек, развивает ум как инструмент для выживания?
- Это верно, - отвечает Мишель.
- Это вроде теории Дарвина? Ум развивается так, как он развивается, для того чтобы помочь особи выжить в процессе естественного отбора.
- Возможно, - говорит Мишель,