- сказал Вернер, - если ты принял то, что ты называешь своим эго, и движешься с ним, все в порядке. Только не надо претендовать, что это не приносит удовлетворения. Такие вот дела, - заключает Дон, - если ты любишь победы - наслаждайся победами. Если тебя не волнуют ни победы, ни поражения - не волнуйся ни из-за побед, ни из-за поражений. Только помни, что необходимость избавиться от эго не больше, чем необходимость избавиться от лысины-пусть сияют. Эй! Куда это ты идешь?
Хэнк, невысокий плотный человек средних лет, идет по центральному проходу к выходу. Ассистент Ричард встает в конце центрального прохода. Когда тренер кричит, Хэнк останавливается и оборачивается.
- Я ухожу, - объявляет он.
- Нет, ты не уходишь. Вернись и сядь.
- Я терпел эту чушь, сколько мог, - говорит Хэнк, настаивая на своем, - я и так уже потерял полтора дня. Ты нас оскорбляешь, разглагольствуешь на тривиальном жаргоне и не обращаешь внимания на наши рациональные возражения. С меня хватит. Я ухожу. Я хочу предложить всем, кто уже понял, что это все - колоссальное надувательство, пойти со мной в мое бюро на Пятой Авеню. Кто хочет пойти со мной?
- Сядь, Хэнк, - твердо говорит тренер,- мы организуем доставку позднее. (Смех.) - Но...
- Мы организуем доставку в бюро в конце дня, Хэнк, не сейчас. Вспомни, что ты согласился остаться в зале и выполнять инструкции.
- Хватит с меня ваших глупых соглашений.
- Они не наши, Хэнк, они твои. У тебя была возможность уйти вчера утром, и ты решил остаться. Ты решил выполнять соглашения, когда ты решил остаться...
- Хорошо, а теперь я решил нарушить соглашения.
- Сядь, Хэнк. Подумай, сколько еще ты сможешь рассказать в своем бюро, если ты продержишься до полуночи. А кроме того, если ты нарушаешь соглашения и уходишь сейчас, ты не можешь иметь к нам никаких претензий, так как ты сам нарушаешь контракт.
Эта мысль заставляет Хэнка замолчать. В зале начинают смеяться. Хэнк вспыхивает.
- Ну ладно, - говорит он и идет на место.
- Поблагодарим Хэнка за то, что он поделился с нами, - говорит тренер и отхлебывает из своего термоса.
Аудитория аплодирует.
* * * - Я бы хотела, чтобы ты не кричал, - говорит Линда тренеру, который только что закончил на кого-то кричать.
Линда красивая женщина с длинными темными во- лосами, красивыми глазами и полной фигурой.
- Тебе не нравится мой крик? - спрашивает тренер, подходя ближе к ней.
- Нет, не нравится. Я из-за этого нервничаю. Я бы хотела, чтобы ты разговаривал с людьми более спокойным голосом.
- ПОЧЕМУ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ МОЙ КРИК, ЛИНДА? - внезапно кричит тренер.
- НЕ КРИЧИ! - кричит Линда.
- ПОЧЕМУ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ МОЙ КРИК? - снова кричит тренер, подходя еще ближе к ней.
- Прекрати! Прекрати! - гневно кричит Линда - Кто кричал, Линда? - спрашивает он громким голосом чуть ниже крика. Линда злобно смотрит на тренера.
- Кто кричал, Линда? - повторяет он более тихим голосом, берет у нее микрофон и держит его у ее лица. Глаза Линды увлажняются, плечи опускаются.
- Мой отец, - тихо говорит она.
- Спасибо. На кого он кричал, Линда?
- На всех. Он кричал на всех...
- Я хочу, чтобы ты закрыла глаза и вошла в свое пространство... С какими образами из прошлого ассоциируется у тебя крик отца? Туда! Прямо туда! Что ты видишь?
- Ничего... ничего. Я не помню...
- Я не хочу, чтобы ты вспоминала. Я хочу, чтобы ты сказала, что из прошлого ассоциируется у тебя с криком твоего отца.
- Ничего... только темнота...
- Хорошо. Какой возраст ассоциируется у тебя с криком отца? Не думай! ГОВОРИ!
- НЕ КРИЧИ!
- КАКОЙ ВОЗРАСТ?!
- ЧЕТЫРЕ! МНЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА! НЕ КРИЧИ!
- Хорошо. Тебе четыре года, Линда, тебе четыре года... твой отец кричит... На кого он кричит?
- На мать, мою мать, - тихо говорит Линда. Ее лицо неподвижно.
- Что он говорит, Линда? Скажи, что он кричит твоей матери?
- Он... он... называет ее... шлюхой... дешевой... деревенщиной... шлюхой...
- Хорошо, - говорит тренер после короткого молчания, - почему он кричит?
- Он всегда... кричит на нее. Он всегда называет ее шлюхой... деревенщиной. Он был богат, она была бедна... когда они поженились...
- Что ты хочешь сказать своему отцу?
- Я хочу сказать, чтобы он не кричал.
- СКАЖИ ЕМУ!
- НЕ КРИЧИ!
- СКАЖИ ЕМУ!
- Я ГОВОРЮ ЕМУ! НЕ КРИЧИ! НЕ КРИЧИ НА МАМУ! ТЫ ИЗМЕНЯЕШЬ МАМЕ! НЕ КРИЧИ!
Лицо Линды напряжено, глаза плотно закрыты, голова поднята.
- Что Случилось, когда тебе было четыре года, Линда? - спрашивает тренер. Его голос тверд и безымоционален.
Линда долго молчит. Ее лицо сведено