мне было шесть лет...
- СТОП! - снова кричит Дон. Он сходит с платформы и идет к Джону. - Социальная травма - это концепция, идея, обобщение. Что случилось, Джон?
- Я не могу сказать, - нервно говорит Джон, - я имею в виду, что это было довольно неприлично... настоящая социальная травма, и я не хотел бы говорить об этом в таких обстоятельствах.
- ЧТО ЗА ХУЙНЮ ТЫ ГОВОРИШЬ?
- Извини.
- Слушай, Джон, зачем ты встал?
- Я хочу прояснить свою тему.
- Прекрасно. Я понял. Какая у тебя тема?
- Моя тема - это необычная социальная травма, которая годами удручала меня, и...
- СТОП! Джон... слушай, Джон, скажи, что с тобой случилось, когда тебе было шесть лет.
- Я... хорошо... ну... когда мне было шесть лет, я наложил в штаны в церкви.
- И ТЫ ВСЕ ЭТО НОСИШЬ С СОБОЙ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ! (Громкий долгий смех) Джон вспыхивает и улыбается.
- Это верно. Я никогда не думал, что я смогу сказать... я чувствую, что избавился от этого. (Смех.) - Джон, какая у тебя тема? - спрашивает тренер, почему-то не улыбаясь.
- Я не знаю, - отвечает Джон, - все прошло. Теперь мне нужна новая. (Новый взрыв смеха.) - Только не здесь, Джон, - говорит тренер, возвращаясь на платформу, - здесь не церковь.
* * * - Таким образом, элементами переживания являются физические ощущения, позы, выражения лица, точки зрения, чувства, эмоции и образы прошлого. Если ты сохраняешь контакт по крайней мере с одним из этих элементов, можешь быть уверен, что ты жив. Да, Генриэтта?
Генриэтта, полная женщина лет сорока, встает и говорит дрожащим голосом:
- Мне очень жаль, но сегодня у меня такое ощущение, что меня бросили. Это обсуждение тем удручает меня.
Тренер быстро спускается с платформы и идет к ней.
- Ты чувствуешь, что тебя бросили? - резко спрашивает он.
- Да, -неуверенно отвечает она, -это обсуждение тем...
- КОГДА ТЕБЯ БРОСИЛИ, ГЕНРИЭТТА? - вдруг Кричит он.
- Я не понимаю, - оцепенев от ужаса, говорит она, - я имела в виду интеллектуально...
- Закрой глаза, Генриэтта, дай микрофон. Опусти руки.
- Но я имела в виду...
- Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ИМЕЛА В ВИДУ! Войди в свое пространство... Хорошо, Генриэтта. Когда тебя бросили?
Генриэтта внезапно начинает рыдать, плечи трясутся, лицо закрыто руками. Ассистент несет ей платок.
- Когда тебя бросили, Генриэтта? - резко настаивает тренер.
- Моя... мать, - произносит Генриэтта сквозь рыдания, - моя мать бросила меня с моей бабушкой, когда мне было девять лет.
- Что случилось, когда тебе было девять лет? - настаивает тренер. Он держит микрофон у залитого слезами лица Генриэтты.
- Она... бросила меня! Я говорила, что хочу с ней... но она меня бросила.
- Что случилось, Генриэтта?
- Моего отца посадили за несколько лет перед этим, и вдруг моя мать... сказала, что я должна жить с бабушкой... Но я не хотела. Я не хотела!
- Скажи это сейчас своей матери, Генриэтта!
- НЕ УХОДИ, МАМА, НЕ УХОДИ. Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, МАМА, ВОЗЬМИ МЕНЯ С СОБОЙ. Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ БРОСАЛИ!
- Генриэтта плачет тише и берет платок у ассистента.
- Хорошо, Генриэтта, - спокойно говорит тренер, - я хочу, чтобы ты точно рассказала мне, где ты была и что чувствовала, когда уходила твоя мать.
Генриэтта вытирает глаза и нос, ее голова опущена на грудь.
- Я была у бабушки на кухне. Она пыталась заставить меня есть пирожные. Я НЕНАВИЖУ ПИРОЖНЫЕ! Они лежали передо мной на тарелке, и мать сказала: Нана будет о тебе заботиться. Я начала плакать. Мать и Нана говорили мне, что все будет хорошо, а я чувствовала себя такой покинутой... такой беспомощной...
- Что именно ты чувствовала? - спрашивает тренер.
- Оцепенение, беспомощность, брошенность...
- Это концепции, а не чувства. Какие у тебя сейчас физические ощущения?
- Боль... такая боль... под сердцем, вот здесь, прямо здесь, - Генриэтта вызывающе смотрит на тренера и ударяет себя кулаком в грудь.
- Хорошо. Что-нибудь еще? Генриэтта закрывает глаза и думает.
- И... напряжение в шее и горле... я хочу говорить, но не могу.
- Хорошо. Где именно это напряжение?
- Здесь, - говорит Генриэтта и показывает на горло и на шею.
- Чувствовала ли ты эту боль или это напряжение до того, как ты встала и сказала мне, что ты чувствуешь себя брошенной на тренинге?
Генриэтта открывает глаза и смотрит прямо на тренера, как будто припоминая свои тогдашние переживания.
- Да, - говорит она, - да, это было, было.
- Хорошо, Генриэтта, спасибо. Если ты хочешь, ты можешь взять темой боль в сердце и напряжение в горле и шее, которые ассоциируются у тебя с брошенностью. Теперь