не о государственном устройстве, а о войне, которую в древности вели Афины против Атлантиды.
Итак, по Критию, примерно за девять тысяч лет до Платона, то есть за девять с половиной тысячелетий до нашей эры, среди Атлантического моря, напротив Гибралтарского пролива существовал остров, жители которого, «потомки» бога Посейдона, создали высокоразвитую цивилизацию, были металлургами, скотоводами и земледельцами.
«В то время, — объясняет Критий, — это море можно было пересечь. Там был остров возле прохода, который вы называете Геркулесовыми столпами Этот остров был больше, чем Ливия и Азия вместе взятые. Путешественники тех времен могли перебраться с этого острова на другие, а оттуда — до континента на противоположном берегу моря, который заслуживает этого имени, поскольку с одной стороны, внутри пролива, о котором мы говорим, кажется, нет ничего,
22кроме гавани у узкого входа, а с другой стороны, снаружи, там настоящее море и земля, которая его окружает и которую действительно можно назвать континентом.
Эта империя была хозяйкой всего острова и еще многих островов и частей континента Кроме того, с нашей стороны ей принадлежала Ливия (общее название Северной Африки к западу от Египта) и Европа до Тиррении (Восточная Италия). И вот эта держава однажды собрала все свои силы и одним порывом устремилась вперед, дабы поработить вашу землю, и нашу (Грецию и Египет), и все те, что находятся по эту сторону пролива. И тогда, о Солон (это говорит египетский жрец), государство вашего города должно было блеснуть в глазах людей всем своим героизмом и энергией, поскольку оно было поднято выше прочих силой духа и военным искусством. Сначала во главе эллинов, затем в вынужденном одиночестве, всеми покинутое, подвергаясь исключительной опасности, оно победило завоевателей, захватило трофеи, уберегло от рабства тех, кто никогда не был рабом, и, не тая зла, освободило все другие народы и нас в том числе (тех, кто обитал с внутренней стороны Геркулесовых столбов). Но затем последовали ужасное сотрясение земли и иные катаклизмы. За один-единственный день и одну ужасную ночь вся ваша армия была поглощена землей, сам остров Атлантида ушел в бездну моря и исчез».
Этот короткий рассказ из «Тимея» будет развернут в «Критий» и поведает о войне Критий опишет действующие гражданские и военные силы: «афиняне» и атланты... Можно предположить, что Платон воспользовался случаем, чтобы изложить кое-что из собственных взглядов на политику и идеальное устройство государства... Но мы располагаем лишь частью «Крития» — книга то ли незакончена, то ли продолжение утрачено . А с ним и описание военных событий
За и против достоверности существования Атлантиды были написаны тысячи книг. Какие страсти разгорались. Ничего удивительного, поскольку существование Атлантиды ставило на карту саму достоверность Книги Бытия и ее датировку.
Подвергать сомнению Книгу Бытия значило усомниться во всем Священном Писании. Трудно переоце-
23нить значение этой проолемы для христианской церкви — ведь вся дохристианская история создана по иудейским Писаниям, датированным от сотворения мира и создания Господом Адама. Все, что не вписывалось в рамки Священного Писания, объявлялось сказками и ложью.
В результате объектом исторических исследований был лишь Ближний Восток, поскольку «свет» мог прийти только с Востока. Поскольку миряне перенимали знание у книжников, они, как и их предшественники, не избежали этой догмы. Сомнение в том, что свет цивилизации явился с Востока, всегда было основной причиной отлучения от церкви
Следовательно, Атлантида — всего лишь миф, а те, кто в этот миф верит — чудаки . Следует признать, что среди тех, кто верил в существование острова, описанного Платоном, было немало чудаков, их богатое воображение наносило идее, которую они хотели защитить, только вред.
В действительности же существование Атлантиды как острова в Атлантике невозможно доказать «прямо», но реальность его существования проистекает из цепи «косвенных доказательств», достаточно многочисленных, чтобы считать их прочными
И прежде всего — детали, описанные Платоном.
«.. И путешественники тех времен могли перебраться с этого острова на другие острова, а с тех островов они могли достичь целого континента на противоположном берегу этого моря. »
Нужно признать, что если Платон хотел описать своего рода утопический остров, то он придал ему вполне реальные черты, упомянув Антильские острова и Америку, которую «можно назвать в прямом смысле слова континентом».
Однако