другой легенде, атланты оставили на землях Запада нечто вроде «азбуки» из камня, и друиды,
как собрание мудрых, во время появления кельтов или немного раньше «восстановили» этот алфавит и извлекли знания, которые сделали своими.
Легенды сходны, поскольку объявляют друидов наследниками древнего знания: переданного или найденного.
Они — наследники, а не просто «потомки». Они образуют не касту, а собрание, которое стало кельтским после вторжения кельтов. В Ирландии сохраняется память о друидах, пришедших из Испании, что подтверждает возможность существования очень древнего центра высшего посвящения в Сантьяго-де-Компостела.
Римляне, знавшие последних друидов, изображают их очень таинственными, недоступными пониманию.
Дивитакус, верховный друид и друг Цезаря, несет ответственность за его вторжение в Галлию. Он был гостем брата Цицерона, который писал: «Он был твоим гостем, и ты его хвалил. Он знал природную философию, которую греки называют физиологией, и имел обыкновение говорить, отчасти увидев, отчасти по догадкам, что произойдет в будущем».
Природная философия — вот что опять возвращает нас к тем знаниям о природе, в которых нельзя отказать ни строителям мегалитических памятников, ни художникам Альтамиры, ни тем, кто одомашнивал диких животных и «делал» пшеницу.
Друидизм — это проблема, к которой нелегко подступиться. Она запечатлена и в истории, и в легендах, и в сказках-
В зависимости от настроений и убеждений авторы • приписывали друидам то все знания мира, то все его грехи. Наиболее распространенное мнение классических авторов состоит в том, что друиды были чем-то вроде жрецов у древних племен, которые поклонялись Солнцу и Луне и приносили человеческие жертвы, если у них оставалось на это время после сбора омелы с помощью золотого серпа.
Их считают жрецами, скорее всего, из-за убеждения, что каждая религия имеет своих жрецов.
Меня всегда поражала самоуверенность богословов, «загоняющих» Непознаваемое в свои мелкие концепции! Нам известны жрецы Езуса, бога войны, жрецы или жрицы Эпоны, покровительницы лошадей, жрецы священных мест, причем все они не были друидами.
Друиды были не жрецами, а «хранителями» культов. Цезарь писал: «Друиды преподают молодым движение звезд, величие мира и земли, науку о природе, силу и мощь бессмертных богов». В философском смысле они повествовали о переселении душ и перевоплощении.
Таким образом, речь шла не только о философах-наставниках, но и о волшебниках. Писатели античности, рассказывая о них, всегда подтверждали превосходство «кельтского духа» в вопросах магии. Плиний сообщает, что друиды «исполняли» магические действия с такими церемониалами, что можно было счесть их учителями персов (персидских магов).
Сикул, Тимаген, Диодор, Ипполит и Клемент Александрийский склонны думать, что Пифагор скорее получил свою мистическую философию от друидов, чем они от него.
Нужно признать определенное совпадение между двумя «школами», по крайней мере большое сходство. В действительности, как мы уже видели, речь идет попросту об общем источнике.
Что касается магических возможностей, приписываемых друидам легендами, то они были громадны — и я склонен этому верить. Они владели искусством иллюзии, умели вызывать ветры и бури, покрывать землю туманом, чтобы внести замешательство в ряды войск противника или укрыть их от глаз неприятеля. Они прекрасно владели искусством преобразования тела. Они умели видеть на большом расстоянии. Они изготовляли таинственные эликсиры забвения. Они были врачами, поскольку, по словам Тиберия, Плиний видел в Галлии модели, предназначенные для тренировки в лечении живых людей. Они могли осушать водные потоки. Они умели пророчествовать.
Заметим, что речь идет исключительно о событиях, вызываемых естественным путем, и вся эта магия, если посмотреть на нее под научным углом, не содержит ничего сверхъестественного. Мы все это тоже теперь умеем. У них были другие средства, чем те, что применяем мы, и наверняка более простые. Будучи высокообразованными, они обладали возможностями, неизвестными простым смертным, поэтому их очень почитали и избирали — судьями и советниками.
Они жили, следуя своей философии, которую изучали, как говорят, двадцать лет. Один римский автор рассказывает, что во время битвы с галлами, в которой принимали участие друиды, римляне устремились в атаку, но друиды оставались недвижимы, как статуи, их ранили, но они не обращались в бегство и не защищались.
Друиды считали себя бессмертными, более того, им было запрещено пользоваться