вполне открытыми для переговоров. Впоследствии у них наблюдается гораздо больше склонности уважать своих родителей.
Как помочь четырнадцатилетнему сыну, пережившему за последние месяцы несколько трудных опытов?
В течение нескольких месяцев моему сыну пришлось многое пережить. У его лучшего друга умер отец, который был для моего сына вторым отцом; погибли его кот и его птица; покончила с собой его подружка, и в довершение всего его отец попал в серьезную аварию. Он совершенно потерял голову. Он рассеян в школе и заваливает экзамены, так как не может сосредоточиться. Что бы вы сделали или сказали, чтобы ему помочь?
Ваш сын переживает трудное время. Эти переживания имеют своей целью научить его не зависеть от других в своем счастье. Это - этап развития, через который должны пройти все подростки. Вполне естественно, если в детстве мы зависимы, то в отрочестве должны научиться самостоятельности. Вы могли бы ему объяснить, что вполне естественно то, что он так трудно переживает этот период. А то, что все произошло с ним в одно время, делает его задачу еще более тяжелой.
Однако у него есть выбор: учиться через эти опыты или отказаться учиться. Если он воспротивится и не примет того, что в жизни невозможно контролировать существование людей или происходящие вне нас события, то каждый раз, кого-то теряя, он будет страдать так же, как страдает сейчас. Это не значит, что он больше не должен ни в ком нуждаться; скорее, он должен научиться быть счастливым благодаря самому себе. Он должен понять, что внешние объекты и люди вокруг него являются всего лишь приложением к его счастью. Он может максимально пользоваться ими, пока они есть, но жизнь не останавливается из-за того, что они внезапно исчезают.
Мы все должны учиться и принимать, что смерть происходит лишь для того, чтобы подготовить место для рождения чего-то другого. Когда человек не приемлет смерть или конец чего-то, то тем самым он препятствует рождению или появлению новой души или вещи.
Проявите сочувствие к вашему сыну, дайте ему время, необходимое для того, чтобы пройти через эту трудную фазу. Если он доверится вам, просто выслушайте его. Не поддавайтесь искушению немедленно подбодрить его. Лучше помогите ему высказать то, что он испытывает, и принять себя в этих испытаниях. Высказывайте свое мнение и давайте советы лишь в том случае, если он об этом прямо попросит.
Как примирить расписание занятий и замедленный ритм жизни ребенка?
Как согласовать расписание занятий и более замедленный ритм жизни моего ребенка?
Ваш вопрос может быть истолкован двояко. Из-за своего биоритма ваш ребенок с трудом просыпается по утрам и менее продуктивен по вечерам? Если да, то, разумеется, ему трудно сосредоточиться утром в школе. В таком случае он должен научиться разговаривать со своим телом. Он может объяснить ему, что не в силах изменить расписание школьных занятий, что должен вставать рано утром и все-таки быть в состоянии сосредоточиться в школе. В противном случае ему придется учиться на несколько лет дольше, чтобы достичь того же уровня, что и ученик с более быстрым биоритмом.
Тело - удивительное существо; с ним можно легко договориться. Нет ничего страшного в том, что у человека замедленный биоритм, если он сам устанавливает свое расписание. С вашим сыном дело обстоит иначе. Поэтому ему придется прилагать усилия, но со временем и он сумеет отрегулировать свой биоритм.
Вопрос ваш может быть истолкован и по-другому: вашему ребенку трудно дается учеба, и он медленно усваивает учебный материал? Если да, то примите то, что происходит в настоящее время у вашего ребенка, не принуждайте его к дополнительным занятиям, пытаясь наверстать неусвоенный материал. Важно, чтобы ваш ребенок знал и чувствовал, что, даже если он не добивается желаемых результатов в учебе, вы все равно его любите. Он должен почувствовать, что может учиться столько лет, сколько необходимо для его обучения, даже если это займет у него несколько больше времени, чем обычно.
Когда-нибудь у нас будут классы, в которых каждый ребенок сможет учиться с учетом его биоритма, но, к сожалению, сегодня этого нет. Вашему сыну надлежит пережить свою медлительность, то есть ему необходимо научиться любить себя и принимать себя таким, как есть. Родителям также необходимо научиться любить медлительного ребенка, не обвиняя, не осуждая и не критикуя себя.
В жизни ценится не столько интеллектуэнтностъ (способность учиться путем запоминания), сколько интеллигентность (способность действовать с ходу, знать, что делать в нужный