глава 1, стих 19).
Вероятно, запасы камней, которые бог имел в небесах, уже иссякли к этому времени. Если углубиться в изучение этого места Библии, надо подумать, как ханаанеяне, спасшиеся благодаря военным походным колесницам, могли пользоваться ими: ведь продвижение на них было совершенно невозможно в этой стране, сплошь покрытой горами и скалами. Из истории известно, что военные колесницы были изобретены в равнинных местах. Первыми использовали это изобретение вавилоняне и персы, спустя, однако, не менее трех веков после времени Иисуса Навина.
Главы вторая и третья Книги судей показывают, что евреям и теперь была чужда признательность по отношению к богу. Он вскоре наказал их за это разгромом и обращением в рабство. После смерти Иисуса евреи избрали судей, которые должны были управлять ими. Этот период их истории был не из особенно блестящих. Сыны Израиля оставили господа бога отцов своих, который вывел их из земли египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили господа; оставили господа и стали служить Ваалу и Астартам (книга Судей, глава 2, стихи 12-13).
И жили сыны израилевы среди хананеев, хеттеев, амореев, ферезеев, евеев (гергесеев) и иевусеев, и брали дочерей их себе в жены... и служили богам их (книга Судей, глава 3, стихи 5-6).
Чтобы лучше оценить эти странные браки, вспомним еще раз, что шестисоттысячная еврейская армия под начальством Иисуса без милосердия истребила уже всех жителей этой страны. Если Моисей еще как-то раз сохранил жизнь тридцати двум тысячам девственниц, то его преемник не оставлял в живых ни одного существа: ни человека, ни скота. И воспылал гнев господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя месопотамского, и служили сыны израилевы Хусарсафему восемь лет (книга Судей, глава 3, стих 8).
Английский критик Вулстон заметил по поводу этого места, что нужно сделать выбор между историей Судей и историей Иисуса Навина: одна из них неизбежно лжива ввиду того, что между обеими священными книгами есть разительные и друг друга исключающие противоречия. Невозможно, - писал он, - чтобы евреи попали в рабство непосредственно после истребления шестисоттысячной их армией всех жителей Ханаана. Что это за Хусарсафем, царь месопотамский, который вдруг надевает цепи на сынов израилевых? Как пришел он из своей далекой страны? Почему ничего неизвестно о его походе? Правда, в священном тексте сказано, что это было наказание божие евреям за то, что они вступали в брак с женщинами из народов ханаанейских и отдавали им своих дочерей в жены. Но слишком недостаточно сказать, что победители победили благодаря тому, что оставались верными, и что побежденные были побеждены только за свои грехи. Нет ни одного дикого народца, который не сумел бы сказать это. И никогда нельзя разумно понять, каким образом народ, насчитывавший четыре миллиона человек, имевший армию в шестьсот тысяч воинов, мог быть обращен в рабство в той самой земле, которую он только что завоевал. Равным образом невозможно, чтобы эти внушительные полчища воинов бесследно истребили бы прежних жителей и чтобы вслед за этим брачные узы связали завоевателей с истребленными народами. Такую кучу противоречий нельзя защищать.
Ну, а теперь в Книге судей говорится, что спустя восемь лет судья Гофониил освободил евреев от рабства и что они убили царя месопотамского Хусарсафема (стихи 9-10). Библия, однако, не дает никаких сведений об этой борьбе, которая должна была быть очень ожесточенной и о которой, кстати сказать, никакие историки никогда ничего не слыхали.
Сорок лет спустя (стихи 11-14) евреи попали в рабство к царю моавитскому Еглону, хотя царство моавитское уже давным-давно перестало существовать, согласно той же Библии, а население его - мадианитяне и моавитяне - неоднократно поголовно истреблялось евреями.
Моавитское рабство продолжалось 18 лет. Положил ему конец Аод. Этот еврей, о котором Библия говорит только, что он был левша, поднося дары Еглону, попросил царя принять его отдельно в его кабинете под тем предлогом, что имеет поведать ему лично некую тайну. Еглон, доверившись, заперся в комнате наедине с Аодом, а этот последний вонзил в чрево его меч и удалился, никем не замеченный (стихи 21-22). Террористический акт воодушевил евреев; они взбунтовались, и около десяти тысяч моавитян были убиты. В стране наступил мир на восемьдесят лет.
После него (Аода. - Ред.) был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человек филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас израиля