ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил с начала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл господь глаза Валааму, и увидел он ангела господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему ангел господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать (тебе), потому что путь (твой) не прав предо мною; и ослица, видев меня, своротила от меня вот уже три раза; если бы она не своротила от меня, то я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.
И сказал Валаам ангелу господню: согрешил я, ибо не знал, что ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах твоих, то я возвращусь. И сказал ангел господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми (Числа, глава 22, стихи 23-35).
Заключение этой истории выразилось в том, что еврейский народ получил троекратное благословение из уст Валаама, к великой ярости царя моавитян, который воскликнул: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз. Итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, господь лишает тебя чести (Числа, глава 24, стихи 10-11).
Вскоре мы увидим, как отплатили евреи Валааму за его благословения.
Царь Валак сменил гнев на милость: глава 25 сообщает, что потомки Иакова очень спокойно расположились между моавитянами и мадианитянами. Эта армия в 600000 вооруженных воинов, готовая истребить и подданных, и союзников царя Валака, больше не помышляет о битвах. Без перемирия, без переговоров воцарился мир: еврейский народ дружески сливается с соседями-мадианитянами и моавитянами. И жил израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава. И приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ (жертвы их) и кланялся богам их (Числа, глава 25, стихи 1-2).
Это, конечно, совершенно не устраивало левитов, у которых языческие жрецы отбивали заработок. И тогда Финеес, сын первосвященника Елеазара, увидев, как некий евреи, по имени Зимри, входил в дом прекрасной мадианитянки Хазвы, последовал за ним в спальню, и пронзил обоих их, израильтянина и женщину в чрево ее (стих 8). Незадолго до того бог послал своему народу в наказание очередной мор: двадцать четыре тысячи человек уже успело вымереть. Удар меча Финееса очень обрадовал бога, и он немедленно ликвидировал эпидемию. Теперь бог прямо приказал Моисею подготовить всеобщее истребление моавитян и мадианитян (стихи 16-18). Раньше чем выполнить этот божественный план, Моисей снова прибег к переписи, ибо прошло уже 38 лет, как евреи ушли из Египта. За эти 38 лет народ еврейский обновился, ибо, как мы уже отметили, бог предупредил эмигрантов, что ни один из покинувших Египет не войдет в землю обетованную, за исключением Иисуса и Халева.
Статистика Моисея вновь дала число 601730 человек от 20 лет и выше, способных носить оружие, теперь уже не считая левитов, которых было 23000 (глава 26).
Исполняя божье повеление, израиль занялся истреблением народов, оказавших им братское гостеприимство. Было отобрано для этой цели по тысяче человек от каждого колена-всего 12000 мстителей божьих (глава 31). Особенно досталось мадианитянам: все мужчины этого народа были истреблены, включая и пять царей. Евреи убили мечом также Валаама, сына Веора, этого великолепного пророка, который так недавно благословил их.
А жен мадиамских и детей их сыны израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу; и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем (Числа, глава 31, стихи 9-10).
Но Моисею этого побоища показалось мало, и он прогневался на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, и сказал им Моисей: (для чего) вы оставили в живых всех женщин?.. Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя (Числа, глава 31. стихи 14-15. 17-18).
Добыча была подсчитана, и оказалось: мелкого скота- 675000, крупного скота - 72000, ослов - 61000 и женщин, которые не знали мужеского ложа, -32000 (стихи 32-35). Часть этой добычи была оставлена для бога, и в том числе 32 мадианитянские девушки (стих 40).
В остальных главах книги Числа нет ничего интересного: это правила наследования,