огромную работу по развенчанию ветхозаветных установлений и предписаний, все же он не приводит никаких данных о том, как сложились древнееврейские легенды и сказания и насколько верно они отражают духовную культуру еврейского народа древних времен. В Забавной Библии мы также не встретим сведений о времени возникновения книг Ветхого завета, о трансформации их текстов, о том, по чьему решению они были включены в канон.
Но опять-таки нужно заметить, что Таксиль и не ставил перед собой этих целей. Он ограничился сатирическим развенчанием Библии, оставив ее научный анализ ученым-библеистам. Быть может, сегодня что-то в его книге устарело, быть может, устарел и язык той эпохи, которым писатель обличал священную книгу христиан и иудеев. Но для современного читателя Забавная Библия представляет интерес прежде всего тем, что она показывает, как ярко и остроумно развенчивали библейские сказания атеисты прошлого. Одним из них был и французский писатель-атеист Лео Таксиль.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА.
Бог был всегда. В начале времен он был один. На свете не было ничего, кроме него. Не было, впрочем, и никакого света. В ту пору бог назывался элохим. Так величает его древнееврейский текст книги Бытие. Слово элохим буквально означает боги. Довольно странно, что Библия называет так совершенно одинокого господина.
Итак, элохим, он же яхве, саваоф, адонай, как его в разных местах называет Библия, скучал (или скучали) среди собственного хаоса.
Тогу богу называет этот хаос Библия, что можно вольным образом перевести так: ни дна ни покрышки.
Так как вечность бесконечно длинна, то элохимы этак проскучали, надо думать, неисчислимое множество миллиардов и миллионов веков. Наконец у бога (будем называть его так, по-современному) мелькнула мысль: раз он бог и всемогущ, то ему не следует изнывать от тоски и скуки, а надо что-нибудь делать. Старик решился взяться за творчество.
Он, собственно, мог бы все создать и в один присест. Но нет, он решил не спешить: всякому овощу свое время. И для начала он создал только небо и землю. Вернее говоря, материя сама выступила при изъявлении им своей воли.
Правда, материя пока бесформенная, пустая, еще без дна и покрышки и насквозь мокрая. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух божий носился над водою, - говорится во втором стихе первой главы книги Бытие.
От читателя Библии не требуется понимать, что это значит. Однако, чтобы не наделать ошибок в работе, богу понадобился свет. Судя по сказанному далее, в предшествовавшие века он сидел в полной темноте. К счастью, он не рисковал обо что-либо стукнуться, ибо вокруг ничего не было.
Да будет свет, - приказал бог. - И стал свет (Бытие глава 1,стих 3).
Что это был за свет? Этого Библия не говорит. Она просто отмечает: и увидел бог свет, что он хорош. Значит, бог был удовлетворен этим своим достижением. Прежде всего он позаботился отделить свет от тьмы. Опять-таки было бы бесполезно стараться понять, что это значит. И назвал бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Бытие глава 1, стих 5).
После этого старик занялся созданием... угадайте чего? Опять-таки неба!
Вот как священная книга описывает эту операцию бога по вторичному созданию неба: И создал бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый (Бытие глава. 7, стихи 7-8).
Эта история с водой над твердью и под твердью отражает грубые заблуждения всех первобытных народов. Согласно давним представлениям, небеса - это нечто массивное, твердое, откуда и самое название твердь.
Существовало убеждение, что по ту сторону этой тверди имеется громадный водоем, которому небо служит днищем. Теперь всякий грамотный человек знает, что дождь есть вода, испарившаяся с земли. Водяной пар, сгущаясь, образует облака, из которых влага и выпадает в виде осадков на земную поверхность. Но некогда думали, что дождь - это вода, стекающая из верхнего водоема через люки, специально для этого приспособленные. Это мнение, ныне вызывающее только ироническое сожаление, держалось очень долго. Его разделяли все ученые-богословы первых веков христианства. Пойдем дальше. Третий день бог употребил на работу, плоды которой были более ценны, чем предыдущие. Он опустил свои взоры на нижние воды и сказал сам себе, что было бы полезно собрать их и тем самым дать возможность проступить частям суши. Воды покорно соединились между собой в глубинах, мгновенно